Страх смерти у детей и взрослых. Какие бывают страхи у подростков и как с ними бороться? Детские страхи о смерти

В этом возрасте дети делают для себя большое и важное открытие, что всему есть начало и конец, в том числе человеческой жизни. Ребенок начинает осознавать, что конец жизни может произойти и у него и у его родителей. Последнего дети опасаются больше всего, так как боятся потерять родителей. Детки могут задавать такие вопросы, как: «Откуда появилась жизнь? Почему все умирают? Сколько прожил дедушка? Почему он умер? Для чего все люди живут?». Иногда дети боятся страшных снов о смерти.

Откуда возникает страх смерти у ребенка?

До пяти лет ребенок воспринимает все окружающее его одушевленным и постоянным, он не имеет представления о смерти. Начиная с 5 лет, у ребенка начинает активно развиваться абстрактное мышление, интеллект ребенка. К тому же, в этом возрасте ребенок становится все более познавательным. Ему становится любопытно, что такое пространство и время, он разбирается в этом и приходит к выводу, что любая жизнь имеет начало и конец. Такое открытие становится для него тревожным, ребенок начинает беспокоиться за свою жизнь, за будущее свое и близких, он боится смерти в настоящем времени.

Всем ли детям присущ страх смерти?

Почти во всех странах дети в возрасте 5-8 лет бояться смерти, испытывают от этого страх. Но страх этот выражается у каждого по-своему. Все зависит от того, какие события происходят в его жизни, с кем живет ребенок, какие индивидуальные особенности характера ребенка. Если малыш в этом возрасте потерял родителей или близких людей, то он особенно сильно, в большей степени испытывает страх смерти. Также этот страх чаще испытывают те дети, кто не имеет сильного мужского влияния (выражается в форме защиты), часто переносящие болезнь и эмоционально-чувствительные дети. Девочки чаще и раньше начинают испытывать этот страх, чем мальчики, им снятся кошмары гораздо чаще.

Однако есть детки, которые не боятся смерти, им не знакомо чувство страха. Иногда это происходит, когда родители создают все условия, чтобы у детей не было ни единого повода представить, что есть что-то, чего стоит бояться, вокруг них - «искусственный мир». В результате такие дети часто становятся равнодушными, их эмоции притупляются. Поэтому у них не возникает чувства тревоги ни за свою, ни за жизнь других. У других детей - от родителей с хроническим алкоголизмом - отсутствует страх смерти. Они не переживают, у них низкая эмоциональная чувствительность, а если такие дети и переживают эмоции, то только очень мимолетные.

Но вполне реальны и такие случаи, когда дети не переживают и не испытывают страха смерти, чьи родители жизнерадостны и оптимистичны. Дети без каких-либо отклонений просто не испытывают таких переживаний. Однако боязнь от того, что смерть может в любой момент наступить, присутствует у большинства детей дошкольного возраста. Но именно этот страх, его осознание и переживание, является очередным шагом в развитии ребенка. Он переживет свой жизненный опыт в понимании того, что же такое смерть и чем она грозит.

Если этого не происходит в жизни ребенка, то этот детский страх может дать о себе знать позже, он не будет переработан, а, следовательно, будет мешать ему развиваться дальше, только усилит другие страхи. А там, где страхи, там больше ограничений в реализации себя, там меньше возможности чувствовать себя свободным и счастливым, быть любимым и любить.

Что следует знать родителям, чтобы не навредить

Взрослые - родители, родственники, старшие дети - часто своим неосторожным словом или поведением, поступком, сами того не замечая, наносят вред ребенку. Ему нужна поддержка в том, чтобы разобраться с временным состоянием страха смерти. Вместо подбадривания малыша и поддержки, на него нагоняют еще больший страх, тем самым нервируя ребенка и оставляя его один на один со своими страхами. Отсюда и вытекающие нерадостные последствия в психическом здоровье. Для того чтобы подобные страхи не принимали различные формы психического отклонения в будущем ребенка, а страх смерти не стал хроническим, родителям нужно знать, чего не стоит делать:

  1. Не подшучивайте над ним по поводу его страхов. Не следует над ребенком смеяться.
  2. Не ругайте ребенка за его страхи, не позволяйте ему чувствовать вину за страх.
  3. Не игнорируйте страхи ребенка, не делайте вид, как будто вы их не замечаете. Детям важно знать, что вы «на их стороне». При таком жестком поведении с вашей стороны дети будут бояться признаться в своих страхах. А после в дальнейшем доверие ребенка к родителям будет ослабевать.
  4. Не бросайте пустых слов вашему ребенку, например: «Видишь? Мы же не боимся. Ты тоже не должен бояться, будь смелым».
  5. Если кто-то из близких умер по болезни, не стоит этого объяснять малышу. Так как ребенок отождествляет эти два слова и всякий раз боится, когда заболевают его родители или он сам.
  6. Не затевайте частых разговоров с ребенком о болезнях, о чьей-то смерти, о чьем-то несчастье с ребенком такого же возраста.
  7. Не внушайте детям, что они могут заразиться какой-нибудь смертельной болезнью.
  8. Не изолируйте своего ребенка, не опекайте его излишне, пусть имеет возможность развиваться самостоятельно.
  9. Не позволяйте ребенку смотреть все подряд по телевизору и сами откажитесь от просмотра фильмов ужасов. Крики, вопли, стоны, доносящиеся из телевизора, отражаются на психике ребенка, даже если он спит.
  10. Не берите с собой ребенка до подросткового периода на похороны.

Как лучше действовать

  1. Для родителей должно стать правилом, что детские страхи - это очередной сигнал, чтобы быть еще более заботливыми с ними, оберегать их нервную систему, это призыв о помощи.
  2. Относиться к страху ребенка уважительно, без излишнего беспокойства или абсолютной незаинтересованности. Ведите себя так, как будто вы его понимаете, давно знаете о подобных страхах и совсем не удивлены его опасениям.
  3. Чтобы вернуть душевное спокойствие, уделяйте больше времени ребенку, больше ласки и заботы.
  4. Создайте все условия дома, чтобы ребенок мог без предостережения рассказать о своих страхах.
  5. Создайте «отвлекающий маневр» от страхов ребенка и неприятных переживаний - сходите с ним в цирк, кино, театр, посетите аттракционы.
  6. Больше увлекайте ребенка все новыми интересами и знакомствами, таким образом, он отвлечется и переключит свое внимание от внутренних переживаний на новый интерес.
  7. О смерти кого-то из близких или родственников необходимо сообщать ребенку очень осторожно. Лучше всего, если вы скажете, что наступившая смерть произошла по старости или очень редкой болезни.
  8. Старайтесь не отправлять ребенка в этом периоде одного в санаторий на каникулы поправить здоровье. Постарайтесь отложить различные операции (аденоид у ребенка) в период страха смерти у ребенка.
  9. Постарайтесь преодолеть свои страхи и недостатки, такие как боязнь грома и молнии, собак, воров и пр., не демонстрируйте их ребенку, иначе он может «заразиться» ими.
  10. Если вы передаете на время своих детей родственникам, попросите их придерживаться тех же самых советов.

Если родители понимают чувства и переживания детей, принимают их внутренний мир, то тем самым помогают ребенку быстрее справиться со своими детскими страхами, страхом смерти, а, значит, перейти на следующую ступень психического развития.

Мой сын боится темноты, иногда ночью приходит весь в слезах, ему снится, что все умерли, и он остался один. Как помогать ему справиться со страхами? У нас неизлечимо болен дедушка, и я даже не знаю, как это объяснять ребенку. Ирина

Епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН:

Я в детстве очень боялся смерти. Мне о ней рассказал папа. Он тогда не верил в Бога и в бессмертие души. Как-то осенью он топил печку (в нашей коммунальной квартире в Москве у каждой семьи была своя печка), и я спросил его: «А где бабушка Дуня?» Летом я был на даче с детским садом, а когда вернулся в город, наверное, не сразу сообразил, что бабушки, которая с нами жила, нет. «Она умерла», - сказал папа. «А как это умерла?» - «Ну, она как будто заснула». - «А когда она проснется?» - «Она никогда не проснется». - «А где она?» - «Ее в землю закопали». Тут мне стало страшно. А папа, как я помню, продолжал топить печку и дальше знакомить меня с понятием смерти: «Что ж поделаешь, все умрут». Мне стало еще страшнее, и я, постепенно осознавая эту страшную истину, с замиранием сердца задал последний вопрос: «А я тоже умру?» После того как я получил утвердительный ответ, я больше ничего не спрашивал у папы, но у меня в душе поселился страшный страх смерти. Он меня мучил ночами лет до восемнадцати. В подростковом возрасте я кусал зубами подушку, ударял головой об стенку, плакал, мучился до тех пор, пока какой-нибудь привычный, знакомый звук - стук двери в подъезде, шум воды в ванной за стенкой, автомобильный гудок за окном - не возвращал меня к обыденной жизни, в знакомую атмосферу этого мира. После этих приступов на следующий день я решал, что надо прожить жизнь не зря, надо сделать что-то хорошее, доброе. Окружающие меня знакомые люди становились интереснее, добрее, лучше. После того как я узнал о смерти от папы, я первое время, когда ко мне приступал этот ужасный страх, бежал на кухню к маме, плакал и спрашивал: «Мама, я умру?» Она обнимала меня и утешала такими словами: «Ну, сынок, это будет не скоро». Конечно, это не могло успокоить меня, но в кухне, где было светло, где всегда находился кто-то из соседей, мне становилось немного легче. Я возвращался в постель, страх отступал, и я засыпал.

После 18 лет я уже не так остро переживал неотвратимость смерти, полного исчезновения, но окончательно этот страх покинул меня только тогда, когда я обрел веру в Бога, в бессмертие души и в воскресение. Мои родители тоже пришли к вере. Папа в конце жизни стал причащаться, мама, несмотря на возраст, каждое воскресенье бывает в храме.

Ребенок многое чувствует и переживает гораздо острее, чем взрослые. Нам нужно обязательно помнить об этом, чтобы не поранить случайно его душу. Он очень нуждается в психологической поддержке, в утешении, в добром ласковом слове. Помочь ребенку в трудной ситуации обратиться к Богу - наша главная задача. Именно молитва уврачует все душевные недуги, поможет преодолеть все искушения этого мира, искаженного грехом, все дьявольские наваждения.

Современные люди больше доверяют психологам, чуть что готовы вести ребенка к психиатру. Мне кажется, больше поможет доверительный разговор с ребенком вечером, когда он уже лежит в постели. Можно присесть к нему на кровать и ласково и нежно, с любовью и сочувствием развеять все его страхи, самыми простыми словами рассказав ему о том, что Бог есть Любовь, и в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (см. 1 Ин. 4: 18).

Мария КАПИЛИНА, детский психолог:

Маленькие, трех-четырехлетние дети еще не понимают, что жизнь линейна и конечна, они пребывают внутри ее и думают, что будут пребывать вечно. Но постепенно они начинают осознавать, что жизнь конечна. Сначала появляются стандартные страхи: страх темноты, собак, страх потеряться. По сути, все они - это проявление более глубокого ощущения, что возможен ущерб жизни, что жизнь когда-то кончится.

Если ребенку страшно, ему нужно утешение, близость родителей, их принимающее отношение к страхам: их не игнорируют, за них не стыдят, но и не подогревают их, не уделяют им чрезмерного внимания - особенно если в страхах есть какой-то истерический компонент. Их не надо усиливать. Детям нужно разумное объяснение, им надо понимать: то, что с ними происходит, это нормально, с этим можно справиться. Можно сказать ребенку: я в детстве тоже боялся темноты, а потом вырос и понял, что мне ничего не угрожает, а делал я вот так… Скажем, если верующий ребенок боится темноты, то нужно сразу вспомнить про своего ангела-хранителя и молиться - тогда ангел будет с тобой, и он сильнее любой Бабы Яги. Бог - сильнее.

Не надо гасить весь свет и устраивать в комнате темноту. Не надо мрака. Пусть у ребенка будет возможность дотянуться до выключателей в доме. Можно подарить ему карманный фонарик. Хорошо, если в доме есть лампадки. Стоит объяснить ребенку, что всякая нечисть боится света, а духовный свет - это молитва, она защищает тебя. Когда ему снится что-то страшное, можно предложить: а ты во сне скажи чудовищу, что Бог тебя защищает.

Никогда не надо ругать детей на ночь, или если уж так случилось, то важно успеть помириться, чтобы ребенок засыпал в покое.

Ребенок может бояться Бабы Яги, Кощея или каких-то чудовищ, опасаться, что они сильнее родителей. Но тут можно сказать: ты посмотри, как нас много, нас целая армия! Во-первых, мы все друг друга любим, нас защищает человеческая любовь. И потом, у каждого из родителей есть свои ангелы, и у бабушек-дедушек, у нас целый большой род, и все тебя любят, и все ангельское воинство стоит за тебя. Имеет смысл рассказать про небесное воинство - про ангелов, архангелов: чтобы ребенок знал, кто такой Архистратиг Михаил, кто - Георгий Победоносец… Если ребенку кажется, что на него нападают, у него должен быть в уме ответ на это: за него все небесное воинство.

Вера в Бога - это основа жизни. Страшно, когда ты одинок. Один в поле не воин. А когда ребенок понимает, к кому он принадлежит и в человеческом, и в духовном плане, когда осознает, что он часть чего-то большего, то соотношение сил меняется.

К шести-семи годам дети начинают задавать вопросы о смерти. Сначала - «откуда я взялся?», потом - «что со мной будет после смерти?», «в кого я превращусь - в зайчика или в белочку?»…

Тут можно попытаться объяснить ребенку, что, когда человек рождается, происходит соединение души и тела. Душу дает Бог, а тело - от родителей. Душа живет в теле, как в домике. Смерть - это не исчезновение души, а ее разлучение с телом. Но душу важно хранить в чистоте, исповедаться, не совершать плохих поступков, а если совершили - исправлять их.

Ад - это мировая помойка. Там ужасно, потому что там нет света, там нет любви, там нет Бога. Там холодно, страшно и грязно. Пребывать там вечность тяжело. Когда мамы дома нет - страшно и плакать хочется. А тут - навечно такое состояние, и нет никакой надежды, что придут те, кого ты любишь. Вот это и есть самая страшная адская мука. Вот поэтому нужно заботиться о чистоте своей души - тогда самая хорошая часть тебя останется в вечности, не исчезнет.

У смерти есть трагическая сторона, но есть и утешение, и надежда. Верующие понимают, что любовь сохраняет все хорошие качества умершего, все хорошие поступки. Мы живем в материальном мире, для нас достоверно то, к чему можно прикоснуться; нам важно иметь возможность выразить свою любовь к тому, кто дорог, и получить ответ на нее. И когда человек умирает, мы теряем возможность прикоснуться к нему, поговорить, - потому что суть человека, его душа, уходит. Нам больно, пока мы привыкаем к тому, что теперь нам придется общаться иначе: мы уже не сможем встретиться, поговорить, обняться. Единственный путь, который у нас остается, это молитва.

Она помогает и ушедшему, и нам - это лучшее утешение. Если тебе больно - начинай молиться об умершем. Если тебе кажется, что ты в чем-то виноват перед ушедшим, что-то не договорил, - лучше к нему обратиться и прямо об этом сказать. Просто, искренне, как мы письмо пишем, так и сказать: я виноват, прости меня за то-то, и так мне грустно без тебя, - и уже это будет утешением. И после того, как это сделал, - начинать молиться. Любовь связывает живых и ушедших. На переживание утраты обычно уходит около года, тогда боль перестает разрывать душу, остается только печаль, и это часть жизни. Но ради ушедшего, в память о нем ты можешь делать что-то хорошее, и добро, полученное от него, адресовать кому-то еще.

Ребенку важно рассказать о его предках, и никогда нельзя их ругать. Даже если кто-то из них сделал что-то не очень хорошее, надо говорит: да, мы не одобряем некоторые его поступки, но мы уважаем своих близких, какими бы они ни были, это всегда часть нашей семьи. Даже если мы на что-то обижаемся или чего-то не понимаем, жизнь, переданная нам, больше обиды и непонимания. Все хорошее, что мы делаем, мы посвящаем тем, кто был до нас, и мы опираемся на то, что они сделали для нас. И так же будет у тебя с твоими детьми. Жизнь дедушки продолжается в нас, и память о нем не в том, что мы теперь всю жизнь должны быть несчастны - разве этого он для нас хотел? Мы в память о нем должны быть счастливыми, чтобы он радовался за нас.

Жизнь и смерть - не в нашей власти. Но в нашей власти отношения с людьми: они могут быть лучше или хуже. Мы можем сделать нашу жизнь счастливее и духовнее. Мы многого не понимаем, но хорошее всегда главнее плохого, а любовь всегда главнее, чем смерть. Смерть может разлучить душу с телом, но не может разлучить душу с любовью - это остается навсегда. И это то, для чего люди живут на свете.

Ребенку важно объяснить, что есть вечная жизнь, но при этом избежать путаницы. У детей шести-семи лет мышление довольно конкретное. Невоцерковленный ребенок, если ему сказать, что бабушка на небе, может начать бояться летать на самолете или будет смотреть на облака: не свисают ли оттуда бабушкины ножки. И надо объяснить, что есть небо, которое мы видим, а есть мир незримый, куда все попадут рано или поздно. Только торопиться не надо, а то попадешь не туда. Вопросы жизни и смерти решает Бог, а не человек, и по своей воле ты туда не попадешь. А хочешь встретиться - жди: в вечности все как один день.

У малышей часто возникает страх, что могут умереть папа с мамой. Надо рассказать им, что мы умрем не скоро: ты еще вырастешь, у тебя будут свои дети, внуки.

Дети не боятся смерти, когда взрослые не боятся жизни.

Был я бессмертен.
Года четыре
Был я беспечен.
Ибо не знал я о будущей смерти,
Ибо не знал я, что век мой не вечен.

(С. Маршак)

Первые детские "зачем?" и "почему?"

Кого из нас не удивляли эти первые детские "почему?", эта любознательность, это стремление детей докопаться до самой сути. "Почему дует ветер?", "Почему трава зеленая, а солнце круглое?", "Почему листочки на деревьях летом зеленые, а осенью желтые?", "А зачем лягушка съела комара?", "А откуда берутся дети?".

Причем многие "почему?" легко превращаются в "зачем?". "Зачем дует ветер?", "А зачем листочки желтеют?", "Зачем у бабушки появляются морщинки?", "А зачем она стареет?".

Антропоморфизм мышления ребенка приводит к тому, что во всем он пытается найти какой-то явный или скрытый смысл. Отсюда эти бесконечные "зачем?" и "почему?".

Поначалу они удивляют и радуют своей наивностью. Потом начинают утомлять: всегда ли хватит терпения все объяснить? Тем более, когда появляются трудные вопросы. Они начинают раздражать своей бесконечной настойчивостью. То, что нам кажется само собой разумеющимся, в устах ребенка вдруг требует объяснения. А мы затрудняемся, мы и сами не готовы к этим вопросам. И потому раздражаемся. Многое из того, что нам казалось очевидным, оказывается не столь уж и явным, а требует объяснения. Простые ответы не так и просты.

Мама, все люди умирают?
- Да.
- А мы?
- Мы тоже умрем.
- Это неправда. Скажи, что ты шутишь.

Он плакал так энергично и жалостно, что мать, испугавшись, стала уверять, что она пошутила.

Ребенок будит нашу мысль, а пробуждение не всегда приятно, потому что лишает нас многих иллюзий. Не сразу и сам ребенок поймет, что многих вопросов лучше было бы не задавать. Спокойней было бы жить. Почему? Потому что на них нет ответов.

Почему у бабушки морщинки?
- Потому что она старенькая.
- А когда она станет молодой, у нее не будет морщинок?
- Бабушка раньше была молодой, а теперь старенькая. И больше молодой не будет.
- Почему?
- Потому что все люди сначала бывают молодыми, а потом старыми.
- А потом?
- А потом умирают.
- А зачем умирают?

Вот вам и тупик. Что ответить на такой вопрос?

А вы с папой тоже будете старыми?
- Да.
- Я не хочу, чтобы вы были старыми.
- Почему?
- Потому что я не хочу, чтобы вы умирали.
- Ну, это будет не скоро, ты об этом не думай.
- Я хочу, чтобы вы были всегда со мной, - на глазах слезы.
- Мы всегда будем с тобой. - Хочется утешить ребенка: трудно удержаться от соблазна внушить иллюзию, хотя бы временно.

А однажды поздним вечером из детской комнаты раздается пронзительный крик. В страхе бросаешься на помощь:

Что случилось, Анечка, что с тобой?
- Страшно.
- Что тебе страшно?
- Я не хочу быть старой.
- Но ведь это будет не скоро, не думай об этом.
- Вот я буду расти, расти... Пойду в старшую группу... Потом в школу... Потом в институт... Потом буду работать... Потом постарею и умру! А я не хочу, не хочу умирать!
- Не бойся, доченька, все будет хорошо, ты будешь жить долго-долго.
- А потом?..

Ласковые руки матери и поцелуи - самые убедительные аргументы, самое надежное утешение.

Я, когда вырасту, стану врачом и придумаю лекарство от старости. И бабуля снова станет молодой, и я буду молодой.
- Хорошо, Анечка, успокойся.

Сколько лет Ане? - Четыре года. Как проникли в ее сознание эти представления о конечности существования и откуда эта страстная потребиность остановить время? Трудно предполагать в этом возрасте чувство текучести времени. Скорее всего, причина в другом. В ощущении своего существования, в самоощущении. И страх перед несуществованием. Страх смерти в трех-пятилетнем возрасте - это симптом пробуждающегося самосознания . Само ощущение себя становится потребностью. А страх себя не ощущать легко превращается в страх смерти. Не случайно, видимо, дети не любят ложиться спать, и потому их приходится угова-.ривать пойти "бай-бай". И самыми убедительными аргументами становятся аргументы типа: "завтра будет день опять". Аня, когда ей было 3 года, нередко начинала плакать вечером, увидев потемневшее небо, сумерки, и кричала, кричала: "Я не хочу спать! Вы меня спать не положите?" И засыпала по 2-3 часа со слезами.

Засыпая, ребенок теряет самоощущение, а это так похоже на смерть, хотя и временную. Поэтому, вероятно, приступы страха смерти возникают перед сном. События дня уходят из сознания, мир погружается в темноту. Остается слабый огонек самоощущения, в нем весь мир, все мое "Я". Вот сейчас он погаснет, и погасну я. Завтрашний день - за горизонтом сознания. Он перестает быть реальностью. Остается одна реальность - ощущение своего Я. Вот-вот оно исчезнет. И исчезну Я... Наверное, так бывает, когда умирают... Страшно... Мама!!

Страх небытия - вот чего прежде всего боится ребенок 3-5 лет. Но что значит небытие для ребенка в это время? С этим связаны и другие страхи, которые нередко посещают ребенка в этом возрасте. Чаще всего - это страх темноты, одиночества, замкнутого пространства .

Как проявляется страх темноты? Жизнь ребенка - это жизнь его "Я". И чем меньше ее наполненность, тем она меньше, тем ближе к исчезновению, к смерти. Он видит дом, деревья, машину, маму... Само это видение составляет содержание его "Я". И вдруг... Темнота... Он не видит, он не ощущает, его самосознание сузилось, почти опустело. В этой темноте, мраке можно раствориться, исчезнуть, пропасть без следа. Оттуда всегда могут внезапно появиться угрожающие образы. Из темноты, как из пустоты, фантазии рождаются легче. Чем не смерть?

А одиночество? Как его не бояться?! "Я" - это не просто "Я", это целый мир того, что я вижу, слышу. "Я" - это мои мама, папа, братик или сестренка, друзья, бабушка, просто знакомые. А если их нет? Мое самосознание вновь сужается, уменьшается до маленькой птички моего "Я", которое вот-вот потеряется в этом огромном пустом мире, готовом меня проглотить. Как видим, снова угроза небытия.

Увы, как много мы не знаем о ребенке! Он любит, конечно, играть. Но как часто он играет поневоле. "Иди, поиграй", - говорим мы ему, желая избавиться от его назойливого общения, желая отдохнуть от него. И он идет и играет, спасаясь от злой скуки, прячась от ужасающей пустоты. Ребенок привязывается к кукле, хомячку, игрушкам, потому что пока еще у него ничего больше нет. Как верно заметил известный польский педагог и врач Януш Корчак, "узник и старик привязываются к тому же самому, потому что у них ничего нет".

Как многого мы не слышим в детской душе. Мы слышим, как девочка преподает кукле правила хорошего тона, как пугает ее и отчитывает; и не слышим, как жалуется ей в постели на окружающих, поверяет шепотом заботы, неудачи, мечты:

Что я тебе скажу, куколка! Только никому не говори.
- Ты добрый песик, я на тебя не сержусь, ты мне не сделал ничего плохого.

Это одиночество ребенка наделяет куклу душой. Жизнь ребенка не рай, а драма.

Теперь о страхе замкнутого пространства. Психологическое воздействие его аналогично действию страха темноты и одиночества. Не случайно все три страха обычно проявляются вместе, и один порождает другой. Безответный крик о помощи, плач, отчаяние, ужас охватывают ребенка, становясь сильным эмоциональным потрясением.

В 6 лет мальчики и девочки могут бояться страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит часто именно во сне: "Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел". Мальчик пяти лет, в страхе проснувшись, бросается к отцу и, прижавшись к нему, всхлипывая, говорит: "Меня проглотил крокодил...". Ну и, конечно же, вездесущая Баба Яга, которая продолжает во сне гоняться за детьми, ловить их и бросать в печку.

В возрасте 5-8 лет, как заметил психотерапевт А.И.Захаров, страх смерти часто становится более обобщенным. Это связано с развитием абстрактного мышления, осознанием категории времени и пространства. Страх замкнутого пространства связывается с невозможностью его покинуть, преодолеть, выбраться из него. Появляющиеся при этом чувства безысходности и отчаяния мотивированы инстинктивно заостренным страхом быть заживо погребенным, т.е. страхом смерти.

В 5-8 лет дети особенно чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. Уже возникают вопросы типа: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?". В 7- 8 лет, по данным А.И.Захарова, отмечается максимум числа страхов смерти у детей. Почему?

Часто именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна: умирают бабушка, дедушка или кто-то из знакомых взрослых. Так или иначе ребенок ощущает, что смерть - неизбежность.

Страх смерти предполагает определенную зрелость чувств, их глубину и потому выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, склонных к абстрактному мышлению. Страшно "быть ничем", т.е. не жить, не существовать, не чувствовать, быть мертвым. При драматически заостренном страхе смерти ребенок чувствует себя полностью беззащитным. Он может с грустью обвинить мать: "Зачем ты меня родила, мне ведь все равно умирать".

Безусловно, страх смерти в драматической форме проявляется далеко не у всех детей. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями. Но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и что с ним (ребенком) тоже может случиться несчастье.

Вопросов ребенка о смерти не нужно бояться, не нужно на них болезненно реагировать. Интерес его к этой теме, в большинстве случаев, чисто познавательный (откуда все берется и куда исчезает?). У Вересаева записан, например, такой разговор:

"- Знаешь, мама, я думаю, люди всегда одни и те же: живут, живут, потом умрут. Их закопают в землю. А потом они опять родятся.
- Какие ты, Глебочка, говоришь глупости. Подумай, как это может быть? Закопают человека большого, а родится маленький.
- Ну что ж! Все равно, как горох! Вот такой большой. Даже выше меня. А потом посадят в землю - начнет расти и опять станет большой".

Или другой познавательный вопрос на ту же тему. Трехлетняя Наташа не играет, не прыгает. Лицо выражает мучительное раздумье.
- Наташа, о чем ты задумалась?
- Кто будет хоронить последнего человека?

Вопрос деловой, практический: кто похоронит покойника, когда и похоронщики будут в могиле?

Полученная о смерти информация часто не распространяется на себя. Едва только ребенок убеждается в неотвратимости смерти для всего существующего, он торопится тотчас же уверить себя, что сам он вовеки будет бессмертен. В автобусе круглоглазый мальчишка лет четырех с половиной глядит на похоронную процессию и говорит с удовольствием:
- Все умрут, а я останусь.

Или другой разговор, теперь уже матери с дочкой.
- Мама, - говорит четырехлетняя Анка, - все люди умирают. Так должен же будет кто-нибудь вазочку (урну) последнего человека на место поставить. Пусть это буду я, ладно?

Может допускаться обратимость смерти: "Бабушка, ты умрешь, а потом снова оживешь?". Или...

Бабушка умерла. Ее сейчас закопают, но трехлетняя Нина не слишком-то предается печали:
- Ничего! Она из этой ямки переляжет в другую, полежит-полежит и выздоровеет!

Но от любознательности до страха совсем недалеко. Вот как, например, описывает примерную эволюцию представлений о смерти у своей правнучки Машеньки Костюковой К.Чуковский:
"Сначала - девочка, потом - тетя, потом - бабушка, а потом - снова девочка. Тут пришлось объяснить, что очень старенькие бабушки и дедушки умирают, их закапывают в землю.
После чего она вежливо спросила у бабеньки:
- А почему вас еще в земельку не закопали?
Одновременно с этим возникла боязнь смерти (в три с половиной года):
- Я не умру! Не хочу лежать в гробике!
- Мама, ты не будешь умирать, мне без тебя скучно будет! (И слезы.)
Однако к четырем годам примирилась и с этим".

Как и другие детские страхи, со временем, при правильном отношении со стороны взрослых, страх смерти проходит или притупляется.

Годы, события, люди... Но драматичное любопытство вновь и вновь возвращается, меняя свою форму и напряженность.
- Что это, почему, зачем?

Ребенок часто не смеет спрашивать. Чувствует себя маленьким, одиноким и беспомощным перед борьбой таинственных сил. Чуткий, словно умная собака, он озирается вокруг и заглядывает в себя. Взрослые что-то знают, что-то скрывают. Сами они не то, чем себя выставляют, и от него требуют, чтобы он был не тем, что он есть на самом деле.

У взрослых своя жизнь, и взрослые сердятся, когда дети захотят в нее заглянуть; желают, чтобы ребенок был легковерным, и радуются, если наивным вопросом выдаст, что не понимает.

Кто я в этом мире и зачем?


Для детей 8 -11 лет характерно уменьшение эгоцентризма. А это в свою очередь притупляет и страх смерти, по крайней мере, его инстинктивные формы. В этом возрасте, особенно после 12 лет, увеличивается социальная обусловленность страха смерти.

Страх смерти часто воплощается в страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого любят, уважают. Жизнь понимается уже не просто как видение, слышание, общение, а как жизнь в соответствии с определенными социальными нормами. И невыполнение этих норм, несоответствие предъявляемым требованиям может восприниматься ребенком, образно выражаясь, как "смерть хорошего мальчика". Потребность в самосохранении осознается уже не только как потребность самоощущения, а как потребность "быть хорошим". И для ребенка иногда быть "плохим мальчиком" - это уже смерть "хорошего мальчика". А какая смерть страшнее? Смерть меня как индивида или смерть во мне "хорошего мальчика"?

Конкретными проявлениями страха "быть не тем" становятся страхи не успеть, опоздать, сделать не то, сделать не так, быть наказанным и т.п.

Витают над ребенком и магические образы смерти. Это связано с распространенной склонностью детей этого возраста к так называемому магическому воображению. Они нередко верят в "роковое" стечение обстоятельств, "таинственные" явления. Это возраст, когда кажутся увлекательными истории о вампирах, привидениях, Черной руке и Пиковой Даме.

Черная рука для боящихся детей - вездесущая и проникающая рука мертвеца. Пиковая Дама - бесчувственная, жестокая, хитрая и коварная особа, способная наслать колдовские чары, превратить во что-либо или сделать беспомощным и безжизненным. В большей степени ее образ олицетворяет все то, что так или иначе связано с фатальным исходом событий, роком, судьбой, предсказаниями. Однако Пиковая Дама может и прямо играть роль призрака смерти, что отмечается уже у детей 6-летнего возраста, преимущественно у девочек.

Так, одна шестилетняя девочка после детского санатория, где она наслушалась перед сном всяких историй, панически боялась Пиковой Дамы. В результате девочка избегала темноты, спала вместе с матерью, не отпускала ее от себя и постоянно спрашивала: "А я не умру? А со мной ничего не будет?"

В 8-11-летнем возрасте Пиковая Дама может исполнять роль своего рода вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет: "Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. "Может быть, пойдем к врачу?" - спросил старший брат. Но младший предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли они спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!" В страхе детей перед Пиковой Дамой звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности.

Как правило, с возрастом ребенок перестает испытывать страх. Новые впечатления, школьные заботы дают ему возможность отвлечься от страхов, забыть их. Растет ребенок, и страх смерти, как и другие страхи, меняет свой характер, свою окраску. Подросток - уже социально ориентированная личность. Он хочет быть в кругу себе подобных. А это может обернуться страхом быть отвергнутым, изгоем. Для многих подростков это непереносимо. Правда, у чрезмерно замкнутых и в результате этого неконтактных детей данной проблемы не существует, как и у некоторых ориентированных только на себя подростков. Но это нетипично.

Велика в подростковом возрасте потребность быть собой, "быть собой среди других". Она рождает стремление к самосовершенствованию. Но это подчас неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, т.е. кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком. В подобного рода опасениях легко узнаются знакомые отголоски страха смерти. Страх смерти звучит и в страхе несчастья, беды, чего-то непоправимого.

Большей чувствительностью в сфере межличностных отношений обладают девочки, у которых количество таких социальных страхов больше, чем у мальчиков. В целом же страхи смерти чаще проявляются у эмоционально чувствительных, впечатлительных подростков. Безусловно, для большинства подростков проблема не столь остра, и потому повода для излишней драматизации нет. Hо тем не менее при патологической заостренности страх смерти может серьезно подорвать жизнеутверждающую силу личности, творческий потенциал развития. Поэтому не стоит отмахиваться от таких страхов у ребенка. Нельзя допустить их чрезмерного разрастания, поскольку в подростковом возрасте они могут превратиться в устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе.

Проходит время, и вновь возникают трудные вопросы. Теперь уже в юности. "Кто я и зачем я в этом мире?" Потребность жизненного самоопределения, сопровождаемая множеством "зачем?", "для чего?" и "почему?", имеет вполне определенную психологическую основу.

Текучесть времени. Часто ли мы ее замечаем? И когда замечаем? Первые ощущения движущегося времени возникают именно в юности, когда вдруг начинаешь понимать его необратимость.

В связи с этим нередко вновь обостряется проблема смерти. Начинается постижение вечности, бесконечности. А вместе с тем иногда и страх перед ними. В его основе лежит формирующаяся концепция жизни. Возникает чувство текучести и необратимости времени. Личное время переживается как нечто живое, конкретное. Юноша сталкивается с проблемой конечности своего существования. Вот я живу. Жизнь наполняется разными событиями: книги, развлечения, школа, танцы, свидания... Но они уходят. На смену приходят другие события. Но и они уходят. Уходят безвозвратно. Это еще не так страшно. Вся жизнь впереди!.. Но вот она мысленно прокручивается на грани сознания и подсознания, проносится перед внутренним взором в считанные мгновения. И что дальше? А ничего. Пустота. И никогда ты больше не появишься в этой жизни, ты исчезнешь навсегда, как песчинка в космосе мироздания: появился, пролетел и канул в небытие.

Появляются попытки философствовать на тему смерти. Личная жизнь кажется безмерно малой песчинкой в громадном океане космоса всеобщей жизни. И от того, что эта песчинка может затеряться в этом общем потоке, становится страшно. Страшно, что вот кончится моя жизнь, мир будет продолжать жить. Очень долго... может, вечно... Но я уже никогда не вернусь в этот мир. Никогда-никогда!!! Страшно...

Эгоцентризм формирующегося, а потому незрелого самосознания бунтует. Бунтует против чувства песчинки. И ищет, ищет выхода... Но не находит... Мир вновь и вновь возвращается в сознание в образе звездного неба, черного-черного звездного космоса. И в этом космосе летишь в бесконечность, дурную бесконечность, в пустоту.

Нет, за пределами этого космоса течет обычная, повседневная жизнь со своими делами и заботами, радостями и печалями. И это особенно обидно. Но ты уже навечно обречен на этот черный, бесконечно пустой космос. И в виске стучит: "Никогда-никогда! Почему? Почему так несправедливо устроен мир?! Я не хочу уходить, я не хочу умирать. Я хочу света жизни, а не тьмы смерти. Я хочу жить!" Слезы текут по щекам от бессилия и отчаяния. И то, что это будет очень и очень нескоро, не успокаивает. Образ вневременной, философский. И пугает не реальность, а сама мысль, образ, принцип. Для эмоций, для страха нет разницы - это не столь важно. И остается одно: пережить, переждать, отвлечься, хотя это и нелегко. Или просто заснуть... Хотя мысль, образ не отпускают, постоянно возвращаются и возвращаются, как навязчивые идеи. И, как мазохист, вновь и вновь мысленно пережевываешь, мучительно переживаешь...

И представляешь, представляешь, что вот так однажды, закрыв глаза, никогда не откроешь их снова и не увидишь солнца, что с тобой ничего не будет происходить, что эта милая сердцу Земля будет все вертеться и вертеться в течение веков, а ты будешь ощущать происходящее не более, чем простой комок земли, что эта краткая, мерцающая, горько-сладкая жизнь есть мой единственный мимолетный взгляд на существование, единственное прикосновение к нему в бескрайнем океане бесконечного времени... Ощущаешь это как некое черное мрачное колдовство.

В юношеские годы так или иначе возникают образы бессмертия. Примириться с тем, что ты когда-то уйдешь из этой жизни навсегда в небытие, трудно, и потому легко прививается в сознании фантазия о том, что потом, спустя какое-то время, ты вновь появишься, может быть, в качестве другого ребенка. Наивно? Да. Но если очень не хочется умирать, можно поверить.

Расставаться с идеей личного бессмертия трудно и мучительно. И потому вера в физическое бессмертие не проходит сразу. Отчаяние, смертельно опасные поступки подростка - не просто демонстрация и проверка своей силы и смелости, а в буквальном смысле слова игра со смертью, проверка судьбы при абсолютной уверенности, что все обойдется, сойдет с рук.

"Одна из особенностей молодости - это убежденность в том, что ты бессмертен, и не в каком-нибудь нереальном, отвлеченном смысле, а буквально: никогда не умрешь!" Справедливость этой мысли Ю.Олеши подтверждают многие дневники и воспоминания. "Нет! Это неправда: я не верю, что умру молодым, я не верю, что вообще должен умереть, - я чувствую себя невероятно вечным", - говорит 18-летний герой Франсуа Мориака.

В большинстве случаев вопрос ставится не столь драматично. Но само это переживание текучести времени и осознание конечности своего существования, по-видимому, универсально. И имеет свой смысл. Если ты появился в этой жизни и уйдешь из нее безвозвратно, для чего же ты появлялся на свет? Зачем тебе дана эта жизнь? Это бессмертному некуда спешить. Он все еще успеет в этой жизни: и поучиться, и поработать, и поразвлекаться. Только человек, осознавший конечность своего существования, начинает задумываться о его смысле, начинает поиски своего места в этой жизни.

Представить свою жизнь, временную перспективу жизни в целом, как инсайт, в едином акте созерцания непросто. И приходят к этой мысли в юности не сразу и не все. Но... Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на "потом". Они пытаются продлить эпоху веселья и беззаботности. Юность - прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие.

"Вечный юноша" вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел вовремя решить задачу самоопределения и пустить корни в созидательной деятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать. Потребность в бессмертии порождает потребность самоопределения. Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально, и на него ждут универсального, годного для всех ответа. "Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня, - пишет шестнадцатилетняя Лена. - Для чего я нужна? Зачем появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: чтобы приносить пользу другим. Но сейчас я думаю, что же такое "приносить пользу"? "Светя другим, сгораю сам". В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека - "светить другим". Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле". Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип "светить другим" столь же абстрактен, как и желание "приносить пользу". Но возникновение вопросов, как подчеркивал известный советский психолог С.Л.Рубинштейн, первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания.

Приходят и другие вопросы. Типичный из них: "Кем быть?" В мечтах о будущем, в профессиональных намерениях отражается прежде всего потребность быть значительным как конкретное проявление потребности в бессмертии. Профессиональные планы в ранней юности часто представляют собой расплывчатые мечты, которые никак не соотносятся с практической деятельностью. Эти планы ориентированы скорее на социальный престиж профессии, чем на собственную индивидуальность. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

"Каждый человек, - пишет И.С.Тургенев, - в молодости своей пережил эпоху "гениальности", восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков... Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество так же, как и наука, существует для него - не он для них. Такая эпоха теорий, не обусловленных действительностью, а потому и не желающих применения, мечтательных и неопределенных порывов, избытка сил, которые собираются низвергнуть горы, а пока не хотят или не могут пошевельнуть и соломинку, - такая эпоха необходимо повторяется в развитии каждого; но только тот из нас действительно заслуживает названия человека, кто сумеет выйти из этого волшебного круга и пойти далее, вперед, к своей цели".

He сразу и не просто приходит юноша к необходимости размышления над средствами достижения цели. Юношеская склонность к философствованию мешает ему обратить взор к повседневным делам, которые должны приблизить реализацию мечты. Однако представление, что будущее "само придет" - это установка потребителя, а не творца.

Пока юноша не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной и отождествляться с будничной рутиной. Еще Гегель отмечал это противоречие: "До сих пор занятый только общими предметами и работая только для себя, юноша, превращающийся теперь в мужа, должен, вступая в практическую жизнь, стать деятельным для других и заняться мелочами. И хотя это совершенно в порядке вещей, - ибо, если необходимо действовать, то неизбежно перейти и к частностям, - однако для человека начало занятия этими частностями может быть все-таки весьма тягостным, и невозможность непосредственного осуществления его идеалов может ввергнуть его в ипохондрию. Этой ипохондрии, - сколь бы незначительной ни была она у многих, - едва ли кому-либо удавалось избегнуть. Чем позднее она овладевает человеком, тем тяжелее бывают ее симптомы. У слабых натур она может тянуться всю жизнь. В этом болезненном состоянии человек не хочет отказаться от своей субъективности, не может преодолеть своего отвращения к действительности, которая легко может превратиться в действительную неспособность".

Стремление к бессмертию побуждает к деятельности. И в этом смысле страх смерти, умеренно выраженный, не достигший патологической заостренности, играет позитивную роль в юношеском возрасте. играет позитивную роль в юношеском возрасте.

Страх смерти - это одна из самых сильных фобий человека. Для многих она родом из детства. И только от родителей и близких ребёнка зависит, насколько правильно маленький человечек воспримет данность, что всё имеет свой конец, и жизнь в том числе. Как появляется боязни умереть у малышей, и можно ли избежать этой проблемы? Ответ на этот вопрос поможет мамам и папам найти правильный подход к такой серьёзной стороне воспитательного процесса.

До трёхлетнего возраста сознание ребёнка - это губка, которая впитывает окружающую информацию. Процесс восприятия напрямую связан с необходимостью всё новое пощупать и потрогать. С 3 лет, кроме получения знаний, малышу уже необходимо их анализировать. В этот период возникает ряд страхов, самым сильным из которых является страх смерти. При этом себя кроха считает неуязвимым, ведь рядом мама и папа, бабушка и дедушка - они не позволят никакой силе его забрать. Такая убеждённость сохраняется вплоть до подросткового периода и является характеристикой нормального психического развития детей. А вот за своих близких (родителей, родственников) ребёнок действительно сильно переживает.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что боязнь смерти - естественная фобия, возникающая у детей после 3-летнего возраста, с наиболее активной фазой вплоть до 5 лет. Постепенно другие вопросы и интересы вытесняют тему ухода из жизни, и к 8 годам происходит осознание неизбежности. В противном случае начинается патологический процесс, который требует вмешательства детского психолога.

Это интересно. До подросткового возраста ребёнок также переживает и страх собственной смерти. В этот период он может пугаться царапин на своём теле, малейшего недомогания, ассоциируя это с возможной причиной ухода из жизни. Такая работа психики не считается отклонением от нормы, это этап взросления.

Все ли малыши подвержены страху смерти

Если у ребёнка нет страха смерти, то, вероятно, он воспитывается в неблагополучной семье, и поэтому у него наблюдается такая поверхностность чувств. Чуть реже встречаются случаи, когда у жизнерадостных, оптимистичных мам и пап растёт малыш, не сталкивающийся с этой боязнью вплоть до младшего школьного возраста. Такая задержка не считается отклонением от нормы. А также фобии не присущи детям, которых держат в тепличных условиях, оберегают от реальности, что является ошибкой: кроха, напрочь лишённый страхов, в том числе и страха смерти, заведомо обречён на сильнейший стресс при столкновении с неизбежными потерями в жизни.

Более сильный страх может наблюдаться у ребёнка, пережившего потерю близкого человека или любимого домашнего питомца.

Что делать, чтобы помочь ребёнку и избавить его от страха

Даже когда разговоры о смерти малыш заводит в раннем возрасте, главное правило для родителей - не лукавить. Другими словами, если в семье произошло горе, не нужно говорить, что старенький родственник крепко уснул - ребёнок может начать бояться засыпать. Неправильно также называть уход из жизни длительным путешествием - кроха будет ждать и со временем задастся вопросом, кто виноват в том, что близкий человек долго отсутствует. Кстати, вполне вероятно, что винить он будет себя: «Я не выучил уроки, вот он и не возвращается». А это уже благоприятная почва для развития комплексов.

Говорить с ребёнком на тему смерти нужно без лукавства

Все слова и действия взрослых должны быть согласованными и направленными на поддержку крохи в процессе его взросления.

  1. Любой страх - это слабость нервной системы, а она у маленьких детей только формируется. Так что постарайтесь оградить малыша от стрессов (ссор, в которых он даже просто наблюдатель, просмотра телевизора - это неполезно при любых обстоятельствах, чтения ужастиков и пр.). В то же время ваше тепло, забота и внимание дадут ребёнку почувствовать себя защищённым, имеющим опору в лице родителей.
  2. Не замалчивайте тему. То есть не стоит избегать разговоров о смерти, как бы неприятно вам ни было. Если горе произошло в семье, и говорить о потере трудно, попросите близких ответить на вопросы малыша. Дело в том, что обговаривая свой страх, карапуз сживается с ним и перестаёт бояться.
  3. Не обсуждайте при детях свои переживания по поводу смерти. Причём даже если вам кажется, что ребёнок этого не слышит. Он в любом случае чувствует все эмоции и примеряет их на себя. Вспомните: стоит вам только пожаловаться на мигрень, у сочувствующего карапуза уже через несколько часов начинается «сильная головная боль».
  4. Дайте ребёнку новые впечатления, чтобы он отвлёкся. Это могут быть поход в зоопарк, поездка в парк аттракционов, развлекательный центр. Однако будьте осторожны: слишком много хорошего - тоже плохо, то есть перевозбуждение не улучшит состояние психики малыша.
  5. Объясняйте. Самыми правильными истолкованиями смерти будут преклонный возраст или очень серьёзная неизлечимая болезнь.
  6. Не оставляйте ребёнка наедине со страхом. Это значит, что во время проявления фобии не стоит отправлять малыша в летний оздоровительный лагерь (даже на море он не оздоровит свою психику!), по возможности, лучше отказаться и от походов в больницу (это учреждение у большинства детей ассоциируется с неприятными ощущениями).
  7. Нацеливайте малыша на будущее. Другими словами, мечтайте вместе с карапузом о том, кем он станет, каким он станет, о его семье, детях. И обязательно говорите и стройте планы на настоящее.
  8. Будьте готовы к дальнейшей борьбе с сопутствующими проблемами. Обычно боязнь смерти сопровождается страхом темноты, замкнутого пространства, одиночества. Если вы замечаете проявления этих фобий у ребёнка, то обязательно займитесь и их устранением.

Приёмы борьбы с боязнью

Для ребёнка сложное понятие конечности жизни не имеет философского смысла, характерного для взрослого понимания. Так что простым объяснением значения слова в борьбе со страхом явно не обойтись.

Объяснять малышу философский смысл течения и конечности жизни не стоит, лучше сделать это на его уровне

Есть несколько приёмов, которые детские психологи рекомендуют для преодоления страха смерти у ребёнка:

  • рисунки. Пусть малыш визуализирует свой страх. А затем вместе с ним порвите картинку на мелкие кусочки, сожгите в пепельнице;
  • сказкотерапия. Для начала стоит почитать сказки Андерсена, затрагивающие тему ухода из жизни: «Русалочка», «Ангел», «Красные башмачки», «Кое-что». Есть смысл также обратиться к историям, сочинённым сказкотерапевтами, которые посвящены избавлению от страха из-за конкретных потерь, например, смерти мамы;

    Высоко-высоко в горах было Зелёное озеро. Вода в нём всегда была чистая и прохладная. В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые чешуйки, а у лягушек, красивая зелёная кожица, точно такая же, как цвет воды в озере.
    Но самая красивая и самая зелёная кожица была у маленького лягушонка по имени Ква-симка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали, какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным. Это была самая дружная лягушачья семья на озере.
    Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной в середину водоёма. Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались к камням, но несколько лягушек не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.
    Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он начал прыгать по берегу озера и звать её, но мама не откликалась. Вдруг Ква-симка увидел большой камень, упавший с горы, и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света. Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился всё гуще и больше, пока, наконец, не превратился в лягушку. Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая, как всегда. Её кожица светилась серебром и золотом, а не была зелёная, как обычно. А ещё на её спине выросли крылышки - точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные. Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.
    — Мама, это ты? - неуверенно спросил лягушонок.
    — Да, мой дорогой, - ответила волшебница.
    — Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая? Почему у тебя выросли крылышки?
    — Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо.
    — Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! - закричал лягушонок и горько заплакал.
    — Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем, - успокоила лягушонка мама-ангел.
    — А как же я? Кто будет меня любить? - не успокаивался Ква-симка.
    — Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка, и папа, и твои друзья, и полюбят ещё много других лягушек.
    — А когда я тебя снова увижу? - уже спокойным голосом спросил Ква-симка.
    — Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Ещё я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора возвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.
    — До свидания, мамочка, - ответил Ква-симка и грустно побрёл домой. Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и передёрнул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел, как из-за облачка ему улыбается мама-ангел. Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел

  • сны под зонтиком. Довольно часто дети, боящиеся смерти, видят кошмары ночью. Правда, специалисты утверждают, что 1–2 страшных видения в месяц в детском возрасте - это норма. И всё же помочь исключить сны такого содержания нужно. Расскажите малышу сказку про Оле-Лукойе, смастерите зонтик из картона и украсьте его цветными аппликациями. Каждый раз, укладывая ребёнка, раскрывайте над ним зонтик, чтобы крохе снились только добрые, сказочные и цветные сновидения.

Сказкотерапия - очень эффективный способ борьбы с детскими страхами

  1. Нельзя смеяться над фобией. Даже если представления о смерти у малыша комичны, ни в коем случае не показывайте это ребёнку. Иначе кроха перестанет быть уверенным в том, что вы относитесь к нему серьёзно.
  2. Нельзя называть малыша трусом или наказывать за проявленный интерес. Многие дети в 5–8 лет начинают рисовать образы смерти. Это нормальная реакция сознания на то, что волнует в данный момент: просто ребёнку легче визуализировать проблему - так она перестаёт быть неразрешимой для него.
  3. Нельзя постоянно говорить о смерти, диагнозах-прогнозах для знакомых (и не знакомых) больных.
  4. Нельзя ограничивать свободу ребёнка. Он должен достаточно много времени проводить в окружении сверстников - так легче отвлечься.
  5. Нельзя смотреть в присутствии малыша фильмы с кровавыми или трагическими сценами - даже во сне кроха воспринимает этот негатив.
  6. Не стоит водить ребёнка, не достигшего подросткового возраста (12 лет), на похороны.

Страх смерти у детей: как вести себя родителям - видео



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!