Интересные факты о мышлении. Эти факты о нашем мышлении и поведении вас непременно удивят! Самих себя мы можем понять, только ставя эксперименты на других людях

Уже несколько лет я занимаюсь изучением памяти и мышления. Это очень увлекательное и познавательное занятие. Порой всплывают такие факты, которые никогда бы раньше не заметил. Мы постоянно говорим о том, что думаем, но умалчиваем о процессе мышления.

Предлагаю вашему вниманию 6 очень интересных фактов о процессах мышления , на которые мало кто обращает внимание. Они приоткроют вам двери в мир вашего мышления и помогут понять многие вещи. Также из статьи станет понятно, почему в своем я настаиваю именно на определенном методе обучения, который противоречит большинству методик.

Сразу скажу, статья получилось немного «тяжелая» для восприятия, но я постарался писать как можно проще, чтобы всем было понятно.

1. Наше мышление активно всегда и везде.
Вы, наверное, не обращали внимание, но мы думаем почти всегда. Это факт. Некоторые ученые полагают, что наш мозг активен даже в то время, пока мы спим. Активность во время сна связана с несколько иной активностью, нежели во время бодрствования. В то время, пока мы спим, мозг обрабатывает и систематизирует всю полученную за день информацию. Это помогает нам после пробуждения лучше обрабатывать вчерашние данные. Поэтому и говорят «утро вечера мудренее».

Замечали ли вы, что бы вы не делали, ваше мышление постоянно вырабатывает мысли. Это может быть разговор с самим собой, генерация новых идей и другие свойственные процессы. Даже пока вы читаете эту статью, у вас невольно рождаются новые мысли, которые потом могут перерасти во «внутреннее обсуждение».

Отсюда следует вывод, что наше мышление не может не работать. Но не стоит думать, что абсолютно вся мозговая деятельность полезна. Американский исследователь Дэвид ди Салво полагает, что от 30% до 50% мозговой деятельности уходит на «витание в облаках». Но даже в этом случае мы можем извлечь выгоду: обработать часть информации и решить некоторые проблемы.

2. Мышление подстраивается под род вашего занятия.
В то время, пока мы делаем основную работу, мозг активирует весь свой потенциал. Если вы занимаетесь бухгалтерской деятельностью, ваш мозг активирует участок, располагающий «мощностью» для обработки цифр. Если вы читаете книгу, активируется участок мозга, ответственный за воображение.

То же самое происходит и при «спокойных» занятиях, например, медитации или молитвы. В этом случае мозг расслабляется и обрабатывает информацию пассивно, сохраняя ресурсы для более активных занятий.

В случае же с экстремальными занятиями, как например, прыжок с парашютом или поездка на американских горках, мозг чувствует опасность и подает сигнал о необходимости как можно скорее выработать адреналин. После этого в течение нескольких секунд в кровь поступает огромное количество адреналина, который активизирует как умственную активность , так и физическую. Это позволяет быстро и легко преодолеть сложную ситуацию.

Все процессы, связанные с перестройкой под род деятельности, происходят моментально. Но одновременная работа под всеми типами деятельности невозможна. Например, вы не сможете начать считать, будучи в небе с парашютом. Вам также будет тяжело сосредоточиться над медитацией после целого дня работы с цифрами. Наверняка вы обращали внимание, как тяжело уснуть после бурной мозговой деятельности .

Именно поэтому я советую уделять изучению языка всего 4,5 часа в неделю, но с полным погружением, не отвлекаясь на посторонние занятия.

Обратите внимание, что активность вашего мышления никак не связана с предрасположенностью к инженерным или гуманитарным наукам. Ваш мозг осилит оба направления без особого труда. В я уже обращал на это особое внимание.

3. Большинство наших мыслей – это путь в никуда.
В некоторых ситуациях наше мышление способно нас удивить. Но бывало ли у вас когда-нибудь такое, что вы не помните, о чем думали в течение определенного времени? Например, при прослушивании музыки во время прогулки. Удивительно, да? Думать обо всем и ни о чем одновременно. Во время любого занятия ваш мозг проявляет активность – одна мысль притягивает другую. Но вы начинаете это осознавать только тогда, когда ваши мысли перемешались и найти начало уже невозможно.

Во время прогулки, слушая музыку, попробуйте спросить себя о чем-то важном. Вы начнете искать ответ на свой вопрос, анализировать, но в конце концов поймаете себя на мысли, что ответ так и не найден, а думаете вы уже совершенно не о том.

Все дело в том, что у мышления есть и другие цели, помимо анализа важной информации. Оно способно как занять вас на долгие часы, так и отвлечь от повседневных задач. Но будьте аккуратны, бесполезная работа мозга может поглотить ваше внимание на долгие часы и переключиться на серьезную работу будет очень сложно. Это состояние принято расценивать как «залипание» и часто расценивается как лень. Это же состояние иногда приводит к депрессии.

4. Активное мышление может вызывать привыкание.
Если вы когда-нибудь сталкивались с трудоголиками, вы понимаете, о чем я говорю. Трудоголики способны работать день и ночь напролет. Их мозг занят работой постоянно. Вообще, трудоголизм – это самая настоящая болезнь. Часто люди прячутся за работой из-за многих психологических проблем, тем самым заменяя переживания работой. Если у трудоголика действительно имеются какие-то психологические проблемы, то стоит ему только остановит свое активное мышление , он сразу погрузится в тяжелую депрессию.

Так почему же активное мышление вызывает привыкание? Все дело в том, что мозг «забывает», что такое отдых. После долгого периода активности ему будет крайне сложно погрузиться в состояние отдыха. Вспомните себя, когда вы «загораетесь» какой-нибудь идеей, а потом ложитесь спать. В таком состоянии очень трудно уснуть, потому что активное мышление в самом разгаре. А ведь отдыхать тоже нужно уметь. Не зря на отдых человеку отводится целая ночь.

5. Мышление часто переключается с мысли на предметы ради собственной безопасности.
Бывало ли у вас такое, что во время бурной работы над чем-нибудь, ваше мышление резко переключается на нечто несвязанное с текущей работой? Например, на размышление о предстоящей поездке. Или о том, что будете покупать к выходным для празднования дня рождения.

Мозгу как и вашему вниманию необходим кратковременный отдых. Это нормально. Хотя некоторые расценивают такое поведение мозга как аномалию, которая говорит, что необходим срочный отдых.

Активное мышление – хорошо. Временная пассивность мозга – тоже хорошо. Главное, чтобы всего было в меру. Тогда ваш мозг будет уметь и размышлять, и отдыхать.

6. Качество мышления поддается тренировке.
Чтобы это доказать, попробуйте сыграть в шахматы с разными соперниками. Одного из них вы сможете обыграть без особых усилий, а второго не обыграете никогда. Это и есть натренированные люди. Сильные соперники не родились таковыми, они просто натренировали свое логическое мышление .

Тренировке поддается абсолютно любой аспект мышления – скорость чтения, скорость письма, скорость арифметических операций, качество логического мышления и т.д. Это еще раз подтверждает тот факт, что ваше мышление не зависит от склада ума – инженерное или гуманитарное. Вы , было бы желание.

Итог.
Помните, не мышление управляет вами, а вы мышлением. Это управление должно стать привычкой, тогда вы сможете проживать насыщенную реальную жизнь. Ваши действия, ваше мировосприятие, ваше здоровье – это все результат вашей мозговой активности. Только он определяет, как вы будете относиться к тому или иному действию.

Человеческая психика хранит не меньше загадок, чем глубины космоса, но исследования ученых все же позволяют хотя бы немного приоткрыть завесу тайны.

1. Слово «Психика» греческого происхождения, образованное от слова ψυχικός, которое переводится как «душевный».

2. Раньше считалось, что кратковременная память способна хранить не больше 5-9 элементов одновременно. Сегодня ученые настроены ещё более скептически и говорят о 3-4 доступных блоках информации.

3. Сильные эмоции искажают память и создают ложные воспоминания. Это подтвердилось во время опросов очевидцев теракта 11 сентября 2001 года.

4. Каждую секунду наш мозг атакуют 11 миллионов индивидуальных единиц.

5. Безделье заставляет человека чувствовать себя дискомфортно.

6. Если человек боится, что его таланты и способности не будут признаны, он, вопреки здравому смыслу, намеренно их принижает. Таким образом, он сразу ставит себя в положение, из которого трудно оказаться недооцененным.

7. Способность человека к социальным связям определяется «числом Данбара». Как правило, оно составляет максимум от 100 до 230 человек.

8. Исследования психолога Хайди Халворсон доказали, что люди отдают предпочтение вещам «с историей». По мнению психолога, предвзятое мнение и инерция, подкрепленные страхом перемен, – главные причины, почему люди не пытаются что-то менять в своей жизни.

9. Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах»

10. Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди - смело идите налево или занимайте очередь, которая левее.

11. Исследования, проведенные Кливлендским университетом в 1991 году, показали, что те, кто часто опаздывает, намного больше других нуждаются в опеке окружающих и подвержены повышенной тревожности.

12. В психологии есть такой термин как «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами.

13. В 1957 году американский психолог Леон Фестингер озвучил теорию когнитивного диссонанса, в которой речь шла о психологическом дискомфорте, возникающем в случаях, если в сознании человека сталкиваются противоречивые представления и поступки. Например, курильщик знает, что никотин убивает, но это не заставляет его отказаться от вредной привычки.

14. Ученые пришли к выводу, что фобии могут быть воспоминаниями, которые передаются из поколения в поколение с помощью ДНК.

15. Психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски в своих исследованиях доказали, что их двух идентичных ситуаций человек выбирает ту, в которой, как ему кажется, потери сводятся к минимуму. Чтобы полностью исключить потери и «порадовать свой мозг», требуется только одно - бездействовать!

16. «Теория 21 дня», в течение которых у человека формируется привычка, была придумана пластическим хирургом Максвеллом Мольцом, но она умозрительна и сейчас опровергнута. Формирование привычки – процесс индивидуальный и может занимать от 18 до 254 дней.

17. Психологические тесты показывают, что большинство людей будут идти вместе с группой и не перечить мнению группы, даже если они считают, что группа не права.

18. Американские ученые провели эксперимент, в котором группа добровольцев 30 дней носила очки, переворачивающие видение мира с ног на голову. Когда волонтеры сняли очки, они ещё 30 дней привыкали к обычному видению мира, а первое время видели мир перевернутым. Это говорит о том, что даже наше восприятие реальности коренится на устоявшейся привычке.

19. Научные исследования Пентагона доказывают, что человеческий мозг в состоянии беспрерывно воспринимать получаемую информацию (а главное правильно «обрабатывать» ее) всего на протяжении максимум 18 минут. Причем, это касается людей с высокими интеллектуальными способностями.

20. По мнению семейного психотерапевта Роджера С.Гиля, стресс может быть вызван не только проблемами, но и радостными, позитивными моментами в жизни, в том числе и теми, которые человек намеренно «провоцирует». Это значит, что любое изменение «привычного уклада» потенциально может обернуться стрессом

22. Ум человека способен «переписывать» монотонную, скучную речь собеседника, чтобы информация казалась интересной и лучше воспринималась.

23. В психологии известно более 400 фобий.

24. По оценкам NSF (Национальный научный фонд США), человеческий мозг производит от 12000 до 50000 мыслей в день.

25. По химическим реакциям романтические чувства неотличимы от обсессивно-компульсивного синдрома.

26. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

27. После выхода в 1998 году фильма «Шоу Трумана» психологи стали говорить об одноименном синдроме. Психологи братья Голд описывают его как разновидность политематического бредового расстройства - сочетание бредовых идей преследования с идеями величия

28. Существует психический феномен, обратный дежавю, и более редкий, под названием жамевю. Он заключается во внезапном ощущении того, что ты сталкиваешься с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле они хорошо тебе знакомы. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю - хорошо знакомое многим состояние, когда ты не можешь вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».

29. Психологические эксперименты доказали, что с одним и тем же заданием люди успешнее справляются в пределах одной комнаты, чем когда конечная цель находится в другой комнате. Это получило название феномена дверного проема.

30. Микропсия - состояние, когда человек воспринимает объекты и предметы существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далёким или чрезвычайно близким в то же самое время. Это отклонение также называется синдромом Алисы в Стране чудес.

31. Когда древние врачи открыли значение нервов в организме человека, они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».

32. Один из самых эффективных приемов манипуляции - уловка Бенджамина Франклина. Он любил повторять, что тот, кого вы попросили об услуге, с большей вероятностью сделает это еще раз, нежели тот, кого вы к этому обязали.

33. Большинство наших решений формируются в подсознании, так как наш мозг ежесекундно сталкивается с более чем 11 миллионами индивидуальных битов данных.

34. Сегодня ученые уже не сомневаются в том, что в спорте высоких достижений роль психики не менее важна, чем роль физики. Тим Нокс, профессор из Университета Кейптауна, доказал, что мозг имеет подсознательный механизм самосохранения, который запускается, чтобы не дать организму слишком приблизиться к опасным для него пределам. Нокс называет этот механизм «центральным регулятором». По его мнению, усталость является скорее защитной эмоцией, а не отражением физиологического состояния организма.

35. Осознанное копирование внешности и поведенческих черт человека невольно располагает последнего по отношению к подражателю. По словам исследователей, это прибавляет человеку уверенности, льстит его чувству собственного достоинства. В итоге «оригинал» становится зависим от «копии».

36. Окружение способно серьезно влиять на наши решения. Это доказал в 1951 году профессор Питсбургскоро университета, Соломон Эш. Он провел эксперимент, участники которого должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображенных на карточках. Выяснилось, что достаточно трех человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства.

37. Телесная дисморфофобия – это расстройство, при котором человек (чаще всего подросток) сильно обеспокоен своим телом и испытывает чувство тревоги из-за его дефектов или особенностей. Сейчас, в эпоху сэлфи, это расстройство встречается все чаще.

38. Исследования доказали, что ложные воспоминания очень легко создать искусственно. Особенно, если воздействовать сразу на несколько видов восприятия человека (слуховой, зрительный, тактильный).

39. Многолетние исследования доказали, что 50-70% визитов к врачу объясняются не физическими, а психологическими причинами.

40. Компьютерная эпоха уже принесла человечеству массу фобий. Таких, например, как «троллефобия», «тредофобия» (боязнь комментирования), «сэлфифобия», «имиджефобия» (страх того, что отправленный смайлик или картинка будут неверно истолкованы), «соционетофобия» (боязнь социальных сетей), «номофобия» (боязнь остаться без смартфона).

Фото: Mario Antonio Pena Zapatería/Flickr

Блуждания вокруг да около, пустые мечтания, горе и потери — все эти вещи ассоциируются с чем-то плохим. Но на самом деле они могут положительно повлиять на наши творческие усилия. И это лишь один из сюрпризов, которые преподносит исследование творческих способностей мозга. Скотт Кауфман и Кэролин Грегор в книге Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind описывают ряд таких открытий, весьма неочевидных, но весьма полезных на практике. Вот несколько самых примечательных примеров.

1. 72% людей испытывают творческое озарение, когда находятся в душе

Нет, это не клише: встать под поток горячей воды и позволить мозгу расслабиться полезно в креативном смысле. Грегор и Кауфман показывают, что изоляция, в которой мы оказываемся, когда принимаем душ, становится отличным инкубатором для идей. В исследовании, которое Кауфман провел в 2014 году, 72% респондентов из разных стран мира признались, что в душе им приходили новые идеи.

2. Победа интровертов и сила одиночества

Как бы продуктивно мы ни работали в коллективе, ничто не сравнится с моментами, когда мы работаем — и думаем — в одиночестве. Более творческие, связанные с воображением участки мозга функционируют лучше, когда вокруг никого нет. Нейрологи называют это «конструктивной внутренней рефлексией», которая крайне необходима для генерации идей и творческих находок. Когда вы убавляете громкость внешнего мира, мозг более успешно строит определенные связи, формирует воспоминания и обрабатывает информацию.

3. Эксперименты делают нас более креативными

Вполне логично, что готовность испытывать новые идеи коррелирует с креативностью. Музыка The Beatles изменилась, когда они начали экспериментировать с новой техникой записи и новыми инструментами. И нейрологи установили четкую связь между открытостью к новому опыту и творческим мышлением. Исследование нового связано с выделением нейротрансмиттера допамина, который также играет полезную роль в мотивации и учебе, «стимулирует психологическую пластичность, склонность к исследованиям, гибкому взаимодействию с новыми вещами», — пишут авторы. Масса исследований, которые проанализировали Кауфман и Грегор, показывают, что стремление расширить опыт может быть важнейшим фактором, предсказывающим творческие достижения.

4. Травма раздвигает творческие горизонты

Фрида Кало, Трумэн Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсиа — многие люди искусства в своей жизни пережили большую потерю или травму, которая серьезно сказалась на их творческих изысканиях. И это не случайность: психологи называют этот феномен «посттравматическим ростом». После серьезной потери мозг начинает функционировать более творчески, пытаясь «перестроить» жизнь в целом, когда наши представления, приоритеты и способы мышления сильно меняются. Посттравматическому росту посвящены сотни исследований. В частности, работа, опубликованная в 2004 году в Journal of Traumatic Stress, показала, что 70% людей, переживших травматический опыт, затем испытали положительные психологические перемены.

5. Витать в облаках полезно для мозга

Во время важной встречи по бюджету вашего проекта отвлекаться и уплывать куда-то в мыслях не стоит. Но вообще-то замечтаться бывает весьма полезно для креативности. Воображать себе дом вашей мечты или еще раз переживать приятный летний отпуск, сидя за офисным столом, вроде бы непродуктивно. Но в это время в голове происходит много интересного. Как показывают исследования, эти моменты — своего рода инкубационный процесс, который усиливает творческое мышление, долгосрочное мышление и сознательность. Психологи несколько десятилетий исследуют эти «конструктивные мечтания» и показывают, что они играют ключевую роль для развития воображения и творческой работы.

6. Самые лучшие идеи сначала подвергаются насмешкам

В истории масса примеров открытий и идей, которые сначала отвергали, а потом приняли как норму. Венгерский врач Игнац Земмельвайс сначала лишился работы, а потом попал в психиатрическую лечебницу — а ведь он всего-то предположил, что инфекции могут распространяться благодаря микробам на руках врачей в больнице. В XIX веке эта идея казалась радикальной и безумной. Это сопротивление новым, нестандартным идеям имеет понятную психологическую основу и имеет место до сих пор. В работе, опубликованной в журнале Scientometrics в 2009 году, исследуются примеры идей и открытий, получивших Нобелевскую премию, которым научное сообщество сперва противостояло. Это системное явление — скептицизм в адрес теорий, которые оспаривают существующую парадигму.

Поговорка о том, что «все наши мысли материализуются» - не пустые слова, а доказанный учеными и психологами факт, который они напрямую связывают с законом притяжения.
Если задуматься, то каждый из нас, подумав о чем-то, вскоре замечал, что мысль «воплощалась» в жизнь. Например, женщина, мечтая о внимании определенного мужчины, замечала, что он и правда стал оказывать ей знаки внимания…
Если посмотреть на силу мысли с другой стороны, то получается, что и все беды, проблемы и рядовые неприятности мы сами притягиваем в свою жизнь: сетуя на бедность, никак не выберемся из долгов; жалуясь не неудачи в личной жизни, остаемся одинокими; думая о слабом здоровье, постоянно «подхватываем» болячки и вирусы, и т. п.
Конечно, все это можно списать на обычные совпадения, но… Изучая подсознание человека, ученые уже давно пришли к выводу, что наши мысли - это своеобразный магнит, притягивающий желаемое и делая его реальным.
Исходя из этого, многие психологи всерьез занялись разработкой методик, освоив которые, большинство людей за минимальный срок достигают желаемого: становятся успешнее, обеспеченнее в материальном плане, делают успехи в карьере и создают счастливые семьи. Как это происходит? Долгая формулировка сводится к простому заключению: чтобы стать успешнее, достаточно научиться правильно думать и желать!
Желайте осторожно!
Потому что первое правило закона притяжения заключается в том, что наши желания, правильно сформулированные, непременно сбываются. Правда, не сразу. Наверное, многим девушкам приходилось замечать такую закономерность: мечтаешь о парне, безутешно льешь слезы в подушку, безрезультатно пытаешься обратить на себя внимание зазнобы. Проходит время, девушка забывает о своем увлечении, и вот вам, получите: некогда обожаемая пассия появляется на горизонте.
А все потому (и это доказано исследованиями ученых!), что мы, по закону притяжения, сами привлекаем в свою жизнь все, что в итоге в ней имеем. То есть, подсознательно желаемое рано или поздно становится действительным. Это касается практически всех сфер жизни: здоровья, карьеры, достатка, отношений с противоположным полом.
Помните, наши мысли - наши желания
Наше подсознание неразрывно связано с Вселенной, которая фиксирует наши мысли, воспринимая их, как наши желания. В этом и таится наибольшая опасность. Пока женщина сокрушается, что она одинока, Вселенная принимает жалобу за… желание, и материализует мысль. В результате идут годы, сменяются поклонники, но женщина - по прежнему одинока… Потому что с помощью силы притяжения САМА притянула в свою жизнь одиночество, а начать мыслить по-другому не может или не хочет. Ведь искоренить в себе привычку думать о плохом не так-то просто - большинству из нас проще жаловаться на судьбу и роптать, что жизнь не складывается.
И получается замкнутый круг: мы жалуемся - Вселенная фиксирует «жалобы» как «желания» - «желания» исполняются - мы жалуемся еще больше… То же самое можно сказать о наших страхах. Не даром говорят, что с нами случается то, чего мы больше всего боимся.
Думайте правильно!
Вышесказанное наталкивает на вопрос: как научиться думать правильно - так, чтобы изменить судьбу в лучшую сторону и привлечь в свою жизнь желаемые блага?
Ответ прост: свои желания нужно научиться правильно формулировать! А перед этим не помешает избавиться от старых, негативных мыслей, с которыми мы привыкли жить. Их нужно выбросить, как старых хлам, пересмотреть прошлое, определить счастливое будущее, и отныне думать о нем только позитивно! Наши собственные убеждения, окрашенные в черные тона, являются залогом такой же беспросветной жизни с кучей проблем и отсутствием радужных перспектив. Пришло время меняться!
Визуализируйте свои желания!
Это - наиболее эффективный и действующий метод для материализации собственных мыслей. Чтобы желаемое исполнилось, нужно понять и четко представить, чего вы хотите, и продумать все детали.

Пятнадцать лет назад произошла революция в психологии, которая изменила наше представление о разуме. Когнитивная революция вдохновила психологов воспринимать мозг, как часть органического компьютера, а не как чёрный ящик, который никогда не будет раскрыт.

Эта метафора побудила психологов исследовать центральное программное обеспечение как наши повседневные функции, открывая таким образом завесу тайны о том, как устроен мыслительный процесс, обучение, запоминание, и речевой аппарат.

Ниже представлены 10 классических когнитивных исследований в сфере психологии, которые помогли лучше понять, как устроен процесс мышления.

1. Как мыслят эксперты

Без специалистов, которые повлияли на ход истории, человеческий род прекратил бы своё существование. Но как на счёт того, каким образом эксперты мыслят для достижения потрясающих результатов?

Ответ в том, как эксперты, в отличии от новичков, относятся к проблемам. Вот что Chi et al. (1981) открыли для себя, когда сравнивали что думают о проблемах физики эксперты в отличии от новичков.

Новички, как правило, застревают на том, что думают о поверхностных деталях проблемы, в то время как эксперты видят основную ее причину. Абстрактный подход к проблеме делает экспертов успешнее.

2. Кратковременная память длиться 10-15 секунд

Кратковременная память на самом деле намного короче, чем многие думают. Она длится всего 10-15 секунд.

Мы знаем это благодаря исследованию классической когнитивной психологии Ллойда и Маргета Петерсонов (Peterson & Peterson, 1959), учасники которого пытались запомнить и воспроизвести строку из трёхбуквенных выражений, например FZX. Во время испытания через 3 секунды они могли вспомнить только 80% информации, а через 18 секунд - всего 10%.

3. Не логично

Люди находят формальную логику чрезвычайно трудной и это нормально.

Вот быстрый тест для вас; не удивляйтесь, если ваш мозг перегреется:

“Вам показывают четыре карточки, разложенные на столе, каждая из которых пронумерована на одной стороне, а обратная сторона цветная. На видимой стороне двух первых карточек показывают 3 и 8, двух других - красный и коричневый. Сколько и каких карт надо перевернуть, чтобы проверить истинность следующего утверждения: если на карте изображено чётное число, то рубашка у карты красная? ”

Правильным ответом является переворачивание двух (и только двух) карт: с числом 8 и с коричневой рубашкой. Даже услышав ответ и объяснение этой задачи Уэйсона, большинство людей не верят в его правдивость. Если же вы решили эту задачу правильно, вы относитесь к меньшинству, а именно к 10% (Wason, 1968).

Наш мозг не воспринимает данный вид формальной логики.


4. Способность правильно преподносить

То, каким образом вы преподносите проблему, имеет огромное влияние на восприятие её окружающими. Люди не любят рисковать настолько, что даже намёк на опасность способен заставить их бежать со всех ног.

Участникам одного опроса, проведённого Канеманом и Тверским (1981), предложили представить 600 смертельно больных людей. Болезнь подвергалась лечению, но это рискованно. Если вы решили использовать лечение, вот шансы: «33% - шансы на спасение всех 600 больных, 66% - вероятность летального исхода» Услышав это, 72% людей ответили, что это хорошая ставка.

Затем была предоставлена иная фомулировка:

«33% - шансы, что больные не умрут, 66% - вероятность, что все умрут» …количество опрошенных, которые стали бы рисковать по такой статистике, уменьшилось до 22%!

Уникальность этого исследования в том, что обе формулировки имеют идентичную смысловую нагрузку. Всё дело в подаче информации, которая всё в корне меняет. Способ нашего мышления кардинально влияет на решение проблем.

5. Внимательность, как прожектор

В действительности у нас есть два вида зрения – реальное и виртуальное.

Наши реальные глаза вращаются в глазных орбитах, а виртуальные осматриваются вокруг поля зрения, выбирая объект фокусировки внимания. Люди постоянно используют виртуальное зрение: например, когда рассматривают друг друга, используя периферийное зрение. Нет надобности смотреть привлекательному человеку прямо в глаза, достаточно окинуть его взглядом искоса.

Психологи называют это "прожектор внимания" и исследование фактически измерило это движение. Это означает, что мы можем замечать вещи за долю секунды до того, как наши глаза фокусируются на чём-то одном.

6. Эффект "коктейльной вечеринки"

Не только зрение позволяет сосредоточиться, слух также тонко устроен.

Так, если вы находитесь на шумной вечеринке, можете абстрагироваться от всех голосов, кроме голоса вашего собеседника. Или же вы можете подслушать разговор стоящих позади.

Прекрасная демонстрация этого факта была изложена в 1950 году Cherry (1953). Он сделал открытие, что люди могут различать разные голоса при чтении двух разных сообщений.

7. Где утка?

Если взять игрушечную утку и показать 12-тимесячному младенцу, а затем положить руки под подушку и оставить её там, ребёнок не заметит пропажи и будет по-прежнему смотреть на ваши руки, и с очень маленькой вероятностью заглянет под подушку. Это объясняется тем, что в этом возрасте вещи, которые ребёнок не видит, он воспринимает как несуществующие.

Как сказал известный детский психолог Жан Пиаже:

“Окружающий мир представляется ребёнку совокупностью картинок, возникающих из небытия в момент действия, и уходят в небытие по его окончанию”.

И, наконец, только спустя шесть месяцев ребёнок заглядывает под подушку; он осознаёт, что вещи, которые не находятся в поле зрения, могут продолжать своё существование. И это лишь малая толика чудес, касающаяся развития детей.

8. McGurk эффект

Мозг объединяет информацию из всех наших органов чувств. На этой информации основывается весь наш жизненный опыт. Этот факт блестяще доказан опытом МакГарка (McGurk & MacDonald, 1976).

Просмотрите нижеприведённый ролик BBC, чтобы увидеть эффект а полной мере. Вы не сможете поверить в это, пока не увидите самостоятельно. Ощущения действительно странные:

9. Внушение ложных воспоминаний

Иногда в наших мыслях возникают воспоминания, которые находились где-то в глубине нашей памяти и были, как нам казалось, забыты или трансформированы.

Одно из наиболее разительных исследований Элизабет Лофтус продемонстрировало, что воспоминания могут быть изменены, их даже можно внушать спустя какое-то время.

В её исследовании внушали детское воспоминание “однажды вы потерялись в торговом центре” в память некоторых людей, несмотря на то, что члены их семей утверждают ложность такого воспоминания. 50% участников исследования поддались внушению

10. Почему некомпетентные люди не знают о своей некомпетентности

В сознании находятся все виды когнитивных предубеждений.

David Dunning и Justin Kruger выяснили, что наиболее невежественные люди наименее осведомлены в своём невежестве. С другой стороны, по той же шкале, наиболее компетентные лучше всех знают свои недостатки. опубликовано econet.ru

Перевод Анна Сущенко



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!