Современные кумиры. Почему кумиры поколения Z нам с вами кажутся странными, а современные подростки от них без ума. Почему к этому нужно относиться очень серьёзно

Телевидение демонстрирует (через образ телеведущих, персонажей фильмов) модели поведения, отражающие определенные нравственные ценности. Они могут входить в конфликт с ценностями, усвоенными человеком ранее. Этот конфликт у подростков нередко разрешается в пользу телеобразцов, поскольку в силу возрастных особенностей они склонны подвергать сомнению ценности близких взрослых, а для адекватной нравственной оценки им не хватает собственных ориентиров и опыта.

В результате у ребят могут формироваться искаженные нравственные представления и оценки и, как следствие, воспроизведение негативных образцов поведения как «достойных», соответствующих социальным нормам и ценностям.

Исследованию влияния СМИ на человека, и в частности на детей и подростков, посвящена обширная литература. За рубежом эти исследования начались еще в 20-х годах XX века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло. Как показывают социологические исследования, телевидение занимает одно из ведущих мест по популярности среди других СМИ. С помощью фильмов подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения.

Экранные образцы поведения не обязательно копируются. Однако есть категории школьников, которые склонны воспроизводить их в реальности. Это, как правило, подростки, испытывающие в жизни трудности - социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, невозможность (объективную или субъективную) самореализации. Такие ребята копируют образцы «успешного» поведения независимо от того, какими средствами достигается успех.

Для подростков кино- и телефильмы являются не только средством развлечения, но и источником, транслятором социальных норм, образцов и моделей поведения. В качестве отрицательного персонажа чаще всего предстает неудачник, тогда как в качестве положительного - ловкач, хитрый и умелый преступник.

Влияние телеагрессии на поведение и развитие личности изучается и в западной, и в отечественной психологии. Связь между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением не считается установленной, однако выделяются три основных вида негативных психологических последствий интенсивного потребления подростками насилия на экране:

снижение чувствительности к экранному изображению насилия и его проявления в реальной жизни;

представление, что насилие - вполне приемлемое средство разрешения конфликтных ситуаций в жизни. При прочих равных условиях это представление укореняется в сознании юных зрителей тем сильнее, чем драматизированнее экранная репрезентация насилия;

искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением.

Влияние содержания фильмов на социально-психологические качества подростков изучалось в исследовании А.Злобиной. Она установила, что просмотр морально-инвестированных видеосюжетов оказывает отрицательное влияние на ценность социально-положительных качеств личности (честность, дружелюбие, верность, отзывчивость) и приводит к изменению контроля с внутреннего на внешний. Это влияние отчетливо прослеживается у 13-14-летних испытуемых и практически не обнаруживается у 19-20-летних.

Таким образом, анализ литературы по проблеме влияния СМИ на подростков и юношей показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения и внося искажения в представления о нравственных ценностях. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей.

Основываясь на проведенном анализе, мы предположили, что показ в качестве положительного героя человека сильного, успешного, нередко внешне обаятельного, но с сомнительными нравственными ценностями, может дезориентировать подростков и приводить к неадекватной оценке нравственных характеристик героев. Это позволило сформулировать следующую гипотезу: оценки подростками нравственных качеств популярных киногероев носят недостаточно дифференцированный и адекватный характер, причем с возрастом дифференцированность и адекватность оценок возрастает.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено исследование, состоявшее из двух этапов. На первом проводилось анкетирование с целью определения наиболее популярных персонажей отечественных и зарубежных фильмов, а также их характеристик. Анкета содержала два вопроса:

1. Назовите, пожалуйста, одного или несколько наиболее привлекательных для вас героев кино- или телефильмов.

2. Чем этот герой вас привлекает?

Были опрошены 28 учащихся 8-х классов, 49 учащихся 10-х классов и 57 учащихся 11-х классов (всего 134 человека).

На втором этапе двум группам испытуемых предлагалось оценить по шкалам семантического дифференциала нескольких персонажей и ряд нравственных качеств. Обработка результатов позволяет оценить степень семантической близости качеств тому или иному персонажу.

На этом этапе в исследовании приняли участие 28 учащихся 8-го класса (15 девочек и 13 мальчиков) и 25 учащихся 11-го класса (14 девочек и 11 мальчиков).

Результаты исследования

В результате анкетирования были выделены персонажи фильмов, пользующиеся наибольшей популярностью во всех опрошенных возрастных группах. Всего было названо 63 персонажа и 17 актеров, многие из которых упоминались лишь один раз.

Чаще других указывались следующие имена:

Сергей Безруков 33%

Нео («Матрица») 17%

Юрий Никулин 9%

Терминатор 5%

Гоша Куценко 5%

Сергей Бодров 4%

Ответы на второй вопрос тоже были разнообразные, кроме того, не все респонденты на него ответили. Чаще всего указывали следующие характеристики:

Нравится внешность 27%

Сильный, мужественный 18%

Манера поведения 12%

Характер 8%

Остальные характеристики упоминались в основном одним-двумя опрошенными. Эти результаты говорят о том, что подростки не всегда осознанно подходят к оценке поведения и нравственных качеств персонажей фильмов, поэтому по результатам опроса нельзя сказать, как они оценивают характер и модели поведения привлекательных для них героев.

По данным анкетирования был определен список персонажей, подлежащих дальнейшей оценке. Мы остановились на трех героях: Саше Белом (Сергей Безруков, телесериал «Бригада»), Павле Кравцове (тот же актер, телесериал «Участок») и Нео (Киану Ривз, кинофильм «Матрица»). Выбор первых двух персонажей был обусловлен тем, что актер, чаще других упоминавшийся нашими испытуемыми, сыграл две противоположные по нравственным установкам роли. Это позволяет четко развести отношение к актеру и отношение к персонажу, способность дифференцированно оценивать именно нравственные характеристики героев. Третий персонаж, Нео, представляет собой достаточно типичный для современной кинопродукции образ героя, который во имя благих целей пользуется достаточно жестокими, насильственными средствами.

В список характеристик, отражающих нравственный облик персонажей, вошли следующие: смелость, честность, порядочность, верность дружбе, доброта, человеколюбие, жестокость, упрямство, стремление к достижению цели любым способом. Кроме того, в список включили привлекательную внешность, поскольку эта характеристика часто упоминалась в ответах подростков.

Полученные результаты говорят о том, что наиболее привлекательным для подростков является Кравцов, причем оценки мальчиков и девочек практически не расходятся. На втором месте у мальчиков Белый, а у девочек - Нео, что объясняется, возможно, большей романтичностью, «красивостью» последнего.

Наиболее сильным из героев воспринимается Нео, он же наиболее активный. Оценки активности первого и третьего персонажей у мальчиков и девочек не различаются, тогда как активность Кравцова значительно выше для девочек, чем для мальчиков. Это может быть связано с более выраженной у девочек ориентацией на внутренние критерии и состояния.

В целом Кравцов скорее привлекательный герой, нежели сильный или активный.

Самыми сильными качествами для мальчиков являются смелость и порядочность, а для девочек - верность дружбе и смелость. Примерно так же распределяются и значения по параметрам активности. Негативные нравственные качества заметной силой и активностью в представлении подростков не обладают.

Времена, когда молодежь равнялась на поп-кумиров вродеБритни Спирс, пытаясь воплотить стиль ее кукольный образ школьницы в вызывающекороткой клетчатой юбке, уже давно позади. Новые кумиры молодого поколенияневероятно молоды, талантливы, независимы, состоятельны и одеваются совершенноне по-детски.

Самые продвинутые школьницы равняются на своихамериканских ровесниц из сериала«Сплетница» – БлейкЛайвли и Лейтон Мистер – старательно подбираяободки под одежду и расхаживая по школьным коридорам на 15-сантиметровыхшпильках-репликах звездных Yves Saint Laurent Tribute. Предпочитающие комфортдевочки оглядываются на миловидных истильных актрис «Школьного мюзикла» – Ванессу Хадженс или Эшли Тисдейл – или на выпускниц фабрики по производству талантов Disney,которая уже который год выводит в свет десятки миловидных актрис в возрасте от13-15 лет.

Для юных бунтарок подросли неординарные инноваторши вроде ЛурдесЛеон и Тейлор Момсен , которые не боятсядемонстрировать свою сексуальность и открыто менять модные стандарты дляподростков.

Сверкающие платья очаровательной кантри-дивы Тейлор Свифтили мальчиковый и угловатый casual от звезды «Сумерек» Кристен Стюарт – выбор икон стиля у современных тинейджеров бесконечновелик, разнообразен и интересен.

В преддверии нового учебного сезона мы подготовили списоксамых популярных юных красавиц, диктующих продвинутую моду поколению нулевых.

Майли Сайрус

Эта 17-летняя любительница блистать перед объективамифотокамер уже давно является модным кумиром для миллионов подростков по всемумиру. Свои стильные подвиги миловидная Майли Сайрус (Miley Cyrus) начала еще в возрасте 12 лет, когда впервые попала нателеэкраны в известном сериале про Ханну Монтану и стала появляться на всехковровых дорожках Голливуда.

Сольная карьера кантри-исполнительницы не могла не наложитьотпечаток и на образы юной певицы, которые возвращали поклонников в давнозабытую атмосферу дикого запада при помощи ковбойских шляп, клетчатых рубашек и поясов с крупными пряжками. Но позже,когда карьера певицы и актрисы начала набирать обороты, а юная прелестницаперешагнула порог своего пятнадцатилетия и появилась на красной ковровойдорожке церемонии «Оскар» в шикарном платье до пола от Valentino,общественность увидела в Майли будущую диву.

Неординарный образ Лурдес Леон действительно выделяется нафоне правильных и гламурных красавиц вроде Тейлор Свифт (Taylor Swift) и Эшли Тисдейл (Ashley Tisdale) и отличаетсясмешением стилей, обилием бижутерии, кожи и металлических аксессуаров с одеждойс блестящими пайетками, вязаными шапками и классическими женственнымипиджаками. Минимум баснословно дорогих марок и максимум креатива и причудливыхдизайнерских вещей!

Деми Ловато

Чрезвычайно успешная карьера и быстрый взлет в ряды самыхпопулярных тинейджеров занесли 18-летнюю актрису и певицу Деми Ловато (DemiLovato) в ряды вечных школьниц.

С началом своей популярности этой голливудской старлетке пришлось прекратить занятия в школе,потому как посещение уроков в компании пары телохранителей оказалось простоневозможным. Несмотря на неудачи на ниве образования, эта голливудская звездавсе равно нашла свое место под солнцем.

Лейтон Мистер (Leighton Meester),главные героини сериала «Сплетница» (Gossip Girl).

Несмотря на то, что каждой из актрис уже далеко за 20, они суспехом продолжают играть не по годам взрослую манхеттенскую молодежь,избалованную роскошью и дорогими дизайнерскими вещами. Их школьные персонажи каждый день выглядяткак заправские голливудские звезды, обладающие собственными стилистами ипарикмахерами, что заставляет миллионы юных девочек по всему миру создаватьспециальные сообщества, обсуждать и перенимать эти яркие и необычныеобразы из сериала.

Valentino, Versace, Dolce&Gabbana, Prada , Bottega Veneta, ChristianLouboutin, Chanel, Miu Miu, Marchesa, Chopard, Cartier, Tiffany – перечислить все бренды, появившиеся на этойпарочке в сериале просто невозможно! Такие сериалы, как «Сплетница», надопросто смотреть!

Внимание! WomanJournal.ru проводит конкурс на «Лучшийкомментарий к статье о моде» среди пользовательниц!

Кто они?

Молодежь — это часть общества. Не поняв общества, в котором живет молодежь, невозможно понять саму молодежь и ее специфические проблемы. Конфуций советовал вслушиваться в песни, которые поют в народе, чтобы понять, чем живут люди, на что надеются. Где же и искать кумира, как не в искусстве? Музыка, кино, литература дают широкий материал для исследований и размышлений. Благодаря им можно понять, что творится в глубине человеческих душ.
Само слово “кумир” изменило свое значение – теперь это все чаще не идеальный образец для подражания, а обычный человек, который добился быстрого успеха и материального благополучия.
Я и моя подруга привели опрос, чтобы определить наиболее популярных персонажей отечественной и зарубежной киноиндустрии, артистов, музыкальных исполнителей, а также выявить значимых и видных личностей 20-21 века. На основе этого опроса была составлена научно-исследовательская работа.

Эйс Вентура

Самым популярным киножанром среди учащихся 14-15 лет является комедия. Наибольшее количество голосов набрали: «Универ», «Интерны», «Реальные пацаны», «Эйс Вентура», «Самый лучший фильм», «Симпсоны», «Том и Джерри», «Шрек». Учащиеся 16-17 лет также выбирали комедию, но в списке предпочтений появилось и большое число других жанров, как психологические, военные, исторические фильмы, триллеры, возросла любовь к мелодрамам. Наибольшее количество выборов: «Такси», «Шаг вперед», «Гарри Поттер», «Мы из будущего», «Маша и медведь», «Доктор Хаус», «Аватар», «Сумерки».


Джонни Депп

Выбор любимых артистов показал, что учащиеся предпочитают наиболее привлекательных современных кинозвезд Голливуда — Киру Найтли, Джонни Деппа, Джима Керри, Леонардо ди Каприо, Киану Ривза, и молодых популярных российских актеров, которых можно увидеть практически во всех современных сериалах на всех телевизионных каналах — Марию Кожевникову, Дарью Сагалову, Сергея Светлакова, Михаила Галустяна, Ивана Урганта, Гарика Харламова.
Среди любимых киногероев были выбраны: Нео, Джек Воробей, Шрек, персонажи сериала «Интерны» (исключительно молодые специалисты).
Среди музыкальных исполнителей ученики чаще всего выбирали: Lady Gaga, Кристина Агиллера, Рианна.


Интерны

Если говорить о влиятельных и знаменитых личностях 20-21 века десятка (в порядке убывания), которую выбрали подростки, такова
1. Барак Обама
2. Майкл Джексон
3. Дарья Домрачева
4. Мерилин Монро
5. Бред Питт
6. Петр Машеров
7. Билл Гейтс
8. Джоанна Роулинг
9. Стив Джобс
10. Виктория Азаренко


Майкл Джексон

Молодежь привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального положения. Но не всегда то, что привлекает наше внимание и интерес должно вызывать у нас стремление следовать этому. Человек обладает сознанием и определенной свободой. Можно сказать, что тот или иной певец, актер тебе нравятся, но нужно понимать, что его жизнь – это не твоя судьба.

Через подражание и поклонение различным молодёжным кумирам проходят очень многие дети и подростки, и нередко это становится настоящим испытанием для их родителей. Действительно ли детям нужны кумиры? В каких случаях это может быть опасным? Можно ли извлечь из «кумиромании» какую-то пользу для развития ребёнка?

Ролевые модели и образцы для подражания

Детско-юношеский период во многом основан на копировании поведения взрослых. В первые годы жизни образцами для подражания и ролевыми моделями для ребёнка являются его родители. Ну, а в подростковом возрасте, когда нужно всячески доказывать свою независимость от мам и пап, жизненными ориентирами для многих юношей и девушек очень часто становятся успешные, богатые и знаменитые люди из самых разных сфер жизни.

Конечно, далеко не все мальчики и девочки проходят через эту стадию, но количество «болеющих» «кумироманией» среди них по-прежнему очень велико. Есть ли какая-то разница в том, каких кумиров выбирает себе современная молодёжь по сравнению с тем, кому поклонялись подростки 20-30 лет назад?

Кто они, кумиры современной молодёжи?

Каждое новое поколение создаёт своих собственных героев. Безусловно, есть они и у современной молодёжи. Разница заключается в том, что нынешние подростки живут в эпоху информационного изобилия, поэтому им очень сложно концентрироваться долгое время на идеализации какого-то одного персонажа.

Именно поэтому проблема «кумиромании» не так актуальна для нынешних подростков, как для представителей предыдущих поколений. Если раньше дети выбирали себе кумиров на несколько лет, то сейчас – максимум на один сезон (или вообще на несколько месяцев). Уж слишком много героев поставляет им современное общество потребления, и зацикливаться на каком-то одном из них довольно проблематично.

Тем не менее, юношам и девушкам по-прежнему нужны знаменитые люди в качестве ролевых моделей и образцов для подражания. Они копируют их жизненный стиль, поведение, манеру одеваться и т.д., полагая, что это сделает их такими же крутыми и выдающимися личностями. Или просто бездумно им поклоняются, воспринимая их как идеальных представителей человеческого рода

Первые позиции в рейтинге современных подростковых кумиров, как и 20-30 лет назад, занимают зарубежные и отечественные звёзды шоу-бизнеса и спорта (в связи со всеобщей глобализацией, иностранных знаменитостей среди детско-юношеских кумиров сейчас стало гораздо больше, чем раньше).

Есть и некоторые новшества в нынешней подростковой «кумиромании». Помимо бизнесменов и олигархов, в числе кумиров нынешних подростков – различные Интернет-герои, блогеры, имеющие миллионы подписчиков, мастера селфи и авторы видеороликов, набирающих огромное количество просмотров на YouTube и т.д. В такие уж мы живём времена – современные герои и кумиры не делают ничего значимого, или творят какие-то глупости, зато они имеют миллионы подписчиков и миллионы просмотров своих «шедевров».

Редким исключением являются подростки, выбирающие себе в качестве объекта для подражания, какого-то малоизвестного, андеграундного персонажа. Большинство мальчиков и девочек всё-таки копируют представителей мейнстрима, тех, кто заслуженно или незаслуженно получил свою порцию славы благодаря средствам массовой информации и дезинформации.

Почему к этому нужно относиться очень серьёзно

Кому-то из родителей увлечение их ребёнка звездами шоу-бизнеса может показаться несерьёзным и не стоящим пристального внимание. Между тем, вряд ли к этому нужно относиться легкомысленно. В своём крайнем проявлении, «кумиромания» может закончиться трагически. Вспомните, сколько самоубийств совершается после гибели какого-то подросткового кумира мирового уровня, которую оказываются не в силах перенести его юные, эмоционально неустойчивые и незрелые поклонники.

Конечно, такое происходит очень редко, но, в любом случае, родителям не нужно забывать о том, какое сильное психологическое влияние может оказать подростковый кумир на неокрепшие детские умы. Если у ребёнка «это серьёзно», то обходить вниманием его увлечение какой-либо знаменитостью не следует. Возможно, всё не так плохо, и новоявленный кумир сможет научить его чему-то ценному и полезному для жизни.

Нужно ли запрещать ребёнку возводить культ чей-то личности в отдельно взятой квартире?

Если ваш ребёнок стал как-то странно одеваться, обклеивать свою комнату непонятными постерами и слушать странную, неведомую вам музыку, то это не повод для того, чтобы впадать в панику. Вряд ли нужно запрещать ему возводить культ чей-то личности в отдельно взятой квартире, и, тем более, наказывать его за это. Подросток просто замкнётся в себе и перестанет делиться с вами самым сокровенным, и вы надолго потерять его доверие. Вам это нужно?

Вспомните себя в его возрасте. Наверняка, у вас тоже были свои герои и образцы для подражания из числа знаменитостей, на которых вам хотелось быть похожими, и это не сделало вас хуже. В этом нет ничего странного и удивительного. Многие великие люди в самых разных сферах жизни начинали свой путь с подражания знаменитым предшественникам, а впоследствии находили собственный неповторимый стиль. Поэтому отнеситесь к «кумиромании» подростка философски, и постарайтесь использовать её для его развития и будущего процветания.

Прежде всего, пусть он расскажет вам о своём герое, который произвёл на него такое огромное впечатление. Узнайте, чем ему понравился этот персонаж, что в нём такого хорошего и замечательного. Наверняка, это поможет вам лучше понять своего подростка, его психологию и склонность к каким-то ценностям и приоритетам.

Подростки не зря выбирают себе в качестве жизненных ориентиров каких-то героев. В каждом конкретном случае это может многое о них рассказать (даже если это следование стадному инстинкту и поиск общего кумира, о котором можно было бы поговорить со своими сверстниками).

«Кумиромания» может помочь выбрать жизненный путь

Кумиры и герои ребёнка вполне могут стать для него жизненными маяками, которые помогут ему определиться с будущим призванием. Например, если он увлекается какими-то модными певцами, певицами или группами, слушает в огромном количестве их музыку, и пытается одеваться в соответствии с их стилем, предложите ему попробовать свои силы на музыкальном поприще. Объясните ему, что скопировать что-то внешнее может любой, а вот для того, чтобы правдоподобно подражать творческому стилю героя, нужны определённые способности и трудолюбие.

Многие великие певцы пришли в музыку, потому что хотели быть похожими на знаменитых вокалистов своего времени, которые и указали им на возможный жизненный путь. Кто знает, может быть, у вашего ребёнка, так сильно увлёкшегося какой-то модной рок-группой, обнаружится музыкальный талант, и величайшее из искусств станет его жизненным призванием?

Даже если он ничего не добьётся на музыкальном поприще, несколько лет музицирования явно пойдут ему на пользу. Умение петь и играть на различных музыкальных инструментах – это очень полезный навык, который не раз пригодится ему в жизни.

Если его кумиры иностранные музыканты (а так, чаще всего, и бывает), предложите ему усиленно заняться английским языком, чтобы понять, о чём именно они поют. Таким образом, у него появится дополнительный, серьёзный стимул для более тщательного изучения главного языка международного общения.

Это же касается и увлечения подростка спортивными героями, актёрами, бизнесменами и т.д. Если они его так восхищают, может быть, у него есть какая-то предрасположенность к тем сферам жизни, в которых они добились успеха? В любом случае, предложите ему серьёзно заняться тем, в чём так преуспел его кумир. Может быть, у него, действительно, есть к этому способности?

Очень полезно будет и тщательно изучить биографию кумира вашего ребёнка. Наверняка, в ней найдётся немало поучительных эпизодов того, как он добивался успеха с помощью огромного труда и преодоления всевозможных препятствий (если это, конечно, не отечественная поп-звезда, добившаяся успеха благодаря связям и внушительному банковскому счёту кого-то из родственников). Или, возможно, у кумира ребёнка есть какие-то позитивные увлечения (например, занятия спортом), которым можно было бы подражать с пользой для здоровья.

Как это ещё можно использовать для развития подростка

Увлечение ребёнка подростковыми кумирами – это также отличный способ заняться его просвещением, расширить его кругозор и познания в различных сферах жизни (если вы, конечно, сами в них хорошо разбираетесь). Например, узнав о его музыкальных кумирах, вы можете рассказать ему о том, кем вы сами заслушивались в молодости и предложить ему послушать их произведения.

Творчество многих современных музыкантов берёт свои истоки из музыки 40-50 летней давности, и очень полезно будет проследить вместе с ребёнком, у кого именно его музыкальные герои что-то позаимствовали из прошлого (в случае со многими отечественными исполнителями сделать это не сложно, поскольку многие из них закопировали свой стиль и даже некоторые мелодические ходы у западных коллег). Это явно будет способствовать расширению его музыкального кругозора и научит его критически оценивать то, что он считает гениальным.

Конечно, не нужно ругать и обзывать кумиров ребёнка нехорошими словами. Это явно не поможет вам найти с ним общий язык. Но нужно ненавязчиво объяснить ему, что в этом мире нет ничего идеального, и что те, кто кажутся ему богами с вершины Олимпа, тоже имеют свои недостатки, и, скорее всего, их идеальный образ был создан представителями пиар-индустрии, а в реальной же жизни они совсем другие (имидж и некоторые биографические подробности жизни молодёжных кумиров очень часто являются плодом фантазии их пиарщиков).

Для того, чтобы он научился лучше разбираться в людях, и понял, что у каждого из нас есть своя светлая и тёмная сторона, и не идеализировал кого-то излишне, предложите ему найти какие-то отрицательные качества в известных положительных героях и наоборот. Это точно избавит его от склонности к созданию культа чьей-либо личности в будущем.

Покажите ему также, что за пределами мейнстрима есть немало достойных и даже более талантливых персонажей, которым нужно не поклоняться, а брать с них пример в способности творить что-то по-настоящему оригинальное и незаурядное.

А если кумир ребёнка – не слишком позитивный персонаж?

Далеко не всегда увлечение подростка молодёжными кумирами может быть безобидным занятием. Если главные герои его юности курят, пьянствуют, принимают наркотики, пропагандируют насилие, сквернословят, скандалят и дерутся, то подросток может легко скопировать все эти пагубные привычки в свою повседневную жизнь, чтобы почувствовать себя таким же (как ему кажется) крутым.

Что делать в такой ситуации? Вряд ли нужно запрещать ребёнку «кумирить». Лучше тщательно изучите биографию его не слишком позитивного персонажа и постарайтесь найти в ней что-то положительное – трудолюбие, умение отстаивать своё мнение, «разумное» бунтарство и т.д.

Объясните своему подростку, что скопировать какие-то внешние проявления жизнедеятельности его героя может каждый. Гораздо лучше и сложнее подражать тому, благодаря чему его кумир добился успеха (прежде всего, творческим наклонностям, если это музыкант), а не его сопутствующим вредным привычкам.

Очень важно, чтобы «кумиромания» не мешала ребёнку нормально учиться, развиваться и вести здоровый образ жизни. Если этого не происходит, если ребёнок тратит огромное количество времени на своего кумира и даже ездит за ним по стране во время гастролей (как это делают некоторые юные фанатки отечественных звёзд), то, конечно, вы должны усилить свою просветительскую деятельность по воспитанию у него критического мышления и адекватного взгляда на жизнь. Подросток не должен тратить драгоценное детско-юношеское время на всякие глупости.

Делай как я, это, значит, не надо за мной

Рано или поздно период увлечения подростковыми кумирами у вашего ребёнка пройдёт. Важно, чтобы он извлёк из этой «болезни» правильные уроки, и понял, что с помощью подражания кому-либо невозможно добиться выдающегося успеха и остаться в истории (хотя, как показывает отечественный шоу-бизнес, заработать на этом большие деньги вполне реально).

Для этого в избранной им сфере деятельности он должен найти свой собственный стиль и свою индивидуальность. Это гораздо круче, чем копировать чью-то (пусть даже и великую) жизнь. Как пел в песне «Чужая колея» Владимир Высоцкий «делай как я, это, значит, не надо за мной».

Очень важно также, чтобы у ребёнка была масса увлечений, связанных с его жизненными приоритетами и талантами. Тогда у него просто не остается времени для пагубных проявлений «кумиромании», и если у него и будут герои, то они будут выступать для него в качестве позитивного примера и мотивирующего фактора, а не идеала, который нужно бездумно копировать.

А вообще, если с детства воспитывать у ребёнка самостоятельное мышление и критический взгляд на жизнь, то он сам будет главным героем своей жизни, и никакие кумиры ему не понадобятся.

Вопросом, вынесенным в название статьи, задаются в нашем обществе многие. Но, наверное, никто не будет спорить, что чаще всего с задачей определения образцов для подражания нашего подрастающего поколения приходится сталкиваться учителям. Ну а уж преподавателям таких гуманитарных дисциплин как история или литература без этого вообще не обойтись.

Конечно, в житейской суматохе далеко не всегда остаётся время на целенаправленное осмысление этого важного вопроса, но сама жизнь как раз и не даёт забыть о нём, сталкивает тебя с проблемой лицом к лицу.

На изучение истории Великой отечественной войны в программах для студентов техникумов и колледжей времени отводится совсем немного, поэтому приходится немалый объём информации давать на самостоятельное изучение. И вот в один прекрасный день после рассказа в общих чертах о партизанском движении в СССР студентам дается задание подготовить рефераты о Зое Космодемьянской. Имя для молодёжи оказывается абсолютно незнакомым, а ведь в советские времена его помнил любой октябрёнок. Ну да в принципе ничего. Ведь для того эти мальчишки и девчонки и пришли учиться, чтобы узнавать новое.

Не секрет, что практически единственным источником для подготовки рефератов у современного студента является Интернет. Обычный студент не мудрствуя лукаво просто распечатывает первый материал, выданный поисковиком и читает его только после напоминания преподавателя, что защита реферата подразумевает хотя бы знакомство с его содержанием. Хороший студент всё-таки сам хотя бы бегло реферат просмотрит. Ну а отличный может посмотреть не одну первую ссылку в сети, а попробовать ознакомиться с несколькими, прежде чем распечатывать материал.

Худо-бедно, но рефераты были подготовлены. Что же готовы были студенты рассказать своим одногруппникам? Материал мог отличаться мелкими деталями, но содержание в целом совпадало. Говорилось в этих рефератах о том, что Зоя Космодемьянская была, скорее всего, сумасшедшей, с детства страдавшей приступами шизофрении. Про зверства фашистов на нашей земле упоминалось вскользь, зато немало внимания уделялось описанию того, какой плохой был Сталин, и как он жестоко обходился со своим народом. Поступок Зои объявлялся абсолютно бессмысленным с военной точки зрения, аморальным по отношению к русским колхозникам, которые из-за партизанки лишились своего жилья. Особо смаковалось, что именно русские и требовали от немцев жестокого наказания девушки, оскорбляли и избивали её.

В общем, обычный материал в стиле разоблачения всего и вся, сопровождающийся многочисленными заверениями в раскрытии страшных тайн, но очень слабо подкреплённый доказательствами.

И ведь студенты ни в чём не виноваты – честно выполнили домашнее задание. Конечно, в том же самом Интернете можно найти и вполне объективную информацию о Зое Космодемьянской, о других известных участниках партизанского движения, но сложно требовать от учеников, чтобы они пересмотрели десятки ссылок на источники, тем более, что и учатся они всё-таки не на историков, а на автомехаников, бухгалтеров, электриков.

Такой вот маленький конкретный случай, отражающий, однако, общую тенденцию в области формирования общественных идеалов.

Не смотря на известную библейскую заповедь – «не сотвори себе кумира», мы понимаем, что ни один здоровый социум не может обойтись без этих самых образцов для подражания. Процесс выбора обществом своих кумиров очень сложен и далеко не всегда поддаётся государственному контролю, хотя роль существующего общественно-политического устройства не стоит и преуменьшать.

Можем взять для примера ту же советскую эпоху. Недостатка в идеалах для подрастающего поколения там не было. Образцами могли быть и вполне конкретные люди: Гагарин, Стаханов, Панфилов, та же Космодемьянская. Наряду с этим существовали и своего рода обобщённые образы идеального Учёного, Космонавта, Офицера, Партийного работника. Да могли быть и нестыковки официальной идеологии и народного мировоззрения, не всегда их представления об идеале совпадали – взять того же Павлика Морозова, например. Но в целом система работала и способствовала успешной социализации в сложившееся общество.

Сегодня эта сложившаяся более чем за полвека система активно разрушается на наших глазах. Против идеалов связанных с конкретными историческими фигурами порой развертываются, чуть ли не целые чёрные пиар-кампании. Для этого используются два основных способа. Если есть возможность, то стараются опровергнуть сам факт подвигов или достижений. Пример с Космодемьянской уже приведён. С такой же лёгкостью мы можем найти во всемирной паутине подробные рассказы о том, что подвиг панфиловцев был всего лишь выдумкой советских журналистов, что Стаханов смог поставить свои рекорды лишь с помощью несправедливой системы расчёта и явных приписок и ещё множества подобных «разоблачений».

Если же отрицать сам факт совершения человеком какого-либо выдающегося поступка не удаётся, то используется второй способ. Начинается копание в грязном белье, разыскиваются любые, самые незначительные фактики, способные показать героя в смешном, нелепом или жалком виде. Возьмем, к примеру, того же Гагарина. Практически во всех последних публикациях в СМИ акцент делается не на том, чтобы подчеркнуть уникальность этого человека и его достижения, а на показе его слабостей, недостатков, ошибок, которых, конечно, не дано избежать никому из людей.

Что касается прежних обобщённых идеальных образов, то они разрушаются самой нашей жизнью. Много ли сегодня найдётся людей, которые согласятся увидеть «героя нашего времени» во враче, учителе, учёном? Разумеется, нет! Герой должен либо добиваться успеха, либо ярко и трагично погибать на пути к нему, но никак не вести жалкую повседневную борьбу за существование.

Само собой возникает вопрос – а кто же займёт пустеющие места на пьедестале почёта? Кто будет новыми кумирами нашей молодёжи?

Ответы на этот вопрос даются разные. Многим людям, особенно, из старшего поколения кажется, что молодежь нашла свои идеалы в мире гламура, где ухоженные, модно одетые, успешные мальчики и девочки беззаботно проводят дни, целенаправленно двигаясь вперёд, желая стать постоянными героями светских хроник. Не случайно такое сильное возмущение, вплоть до судебных исков, вызывает телепередача «Дом-2». Многие бабушки и дедушки видят в этом теле-шоу и в Ксюше Собчак некий злодейский соблазн, который затягивает юных несмышлёнышей в бездны порока.

Здесь, однако, происходит подмена причины всего лишь одним из её последствий. Сам по себе «Дом-2» или любое подобное шоу не являются чем-то страшным, и не стоит думать, что подростки готовы увидеть в этих телеперсонажах образцы, по которым будут выстраивать свою дальнейшую жизнь. Говорю об этом с уверенностью: социологических опросов, конечно, не проводил, но общался со студентами на подобные темы не мало.

Да, тот же «Дом-2» смотрят очень многие, но персонажи шоу вызывают в лучшем случае смех, а очень часто презрение. Попытка со стороны друзей сравнить студента с каким-нибудь участником известного проекта могут стать поводом для серьёзной обиды. В кичащихся шоуменах молодёжь видит лишь объект для насмешек и вовсе не собирается копировать их поведение.

Многие указывают, что кумирами нынешней молодёжи стали олигархи и политические деятели, что каждый студент мечтает если и не купить яхту длиннее, чем у Абрамовича, то стать депутатом, как минимум областного Законодательного собрания. С этими кумирами всё намного сложнее. Отрицать то, что у многих, действительно, есть если не стремление, то хотя бы мечта занять какой-нибудь из подобных постов, конечно, не приходится. Другое дело, что понятие идеала всё-таки намного сложнее, образцом для подражания не обязательно становится тот, кто занимает высокое социальное положение или живёт с максимальным комфортом.

В целом отношение нашего молодого поколения к руководителям бизнеса и политическим деятелям представляет причудливую смесь злобы и зависти. Создаётся абсурдная ситуация, при которой каждый готов чуть ли не матом обругать любого чиновника вплоть до руководителя государства, но при этом был бы очень даже не прочь занять одно из вакантных местечек во властной вертикали. Власть перестаёт быть авторитетной и уважаемой, оставаясь при этом всё-таки желанной.

Так что нет у нас сейчас в общественном сознании идеальных обобщённых образов политика и бизнесмена с большой буквы.

На самом деле в нашем обществе сейчас идёт не просто смена идеалов, что само по себе было бы вполне естественно. У каждого времени должны быть свои герои, а кто-то из великих людей прошлых эпох неизбежно уходит в тень, постепенно превращаясь в смутные легенды. У нас же происходят изменения не отдельных кумиров, а меняется сам принцип процесса социализации. На примере молодёжи это просто проявляется наиболее заметно, потому что большинство социальных норм человек усваивает как раз в детском и подростковом возрасте.

Естественно, что в любой социальной среде человек в своём развитии постоянно сравнивает себя с окружающими. Это не только внутренняя потребность самого человека – к этому его активно подталкивает и окружающее общество. Возможны два основных варианта такого сравнения. Человек может ориентироваться на лучших представителей своего общества или отдельной социальной группы, понимать, что он не является на данный момент равным своему идеалу, и стремиться приблизиться к нему.

Такой путь очень труден и долог. Он требует больших усилий от самого человека, которому приходится бороться с ленью, самомнением, преодолевать себя. Не менее трудно приходится родителям, учителям, идеологам. Малейшая фальшь распознаётся ребёнком и вызывает соответствующую реакцию отторжения. Каждый педагог или родитель знает, что если, например, постоянно ставить мальчику Васе в пример мальчика Петю, то, скорее всего Василий не увидит в другом мальчишке идеал, к которому надо стремиться, а просто возненавидит его. В общем, трудностей много, ошибки и перегибы в той или иной степени неизбежны. Но только при таком варианте социализации, при построении своего будущего по принципу «я могу и должен стать лучше, я хочу быть таким как …» возможно успешное развитие не только отдельного человека, но и общества в целом.

К сожалению, у нас мы видим развитие социализации по другому варианту. Сравнение себя с окружающими тоже, естественно, происходит. Но люди руководствуются при этом принципами: «вокруг меня полно гораздо более плохих людей» или «как хорошо, что я не похож на…».

В здоровом обществе подобный тип самооценки тоже присутствует, но обычно ограничивается достаточно специфическими и замкнутыми социальными группами. С такими вот перевёрнутыми идеалами можно встретиться, например, в местах лишения свободы. Так как род человеческий время от времени порождает таких чудовищ как Чикатило, то практически каждый зек имеет возможность сказать себе, что он не так уж и плох по сравнению с маньяками, педофилами, майором Евсюковым. В негативных образцах для сравнения, к сожалению, недостатка, скорее всего, у нас никогда не будет.

Но у нас ведь практически вся молодёжь сегодня живёт именно по такому принципу, а общество с помощью масс-медиа и при попустительстве государства с избытком снабжает юные умы негативными примерами. Этот путь лёгок и приятен, не требует напряжения сил и льстит самолюбию. Глядя на гламурного мальчика из телешоу так легко почувствовать себя настоящим мужиком. А на фоне большинства героинь того же «Дома-2» практически любая девушка будет казаться образцом целомудрия, деликатности и доброты. Высокая самооценка и ощущение своего совершенства обеспечены.

Вот только такое самолюбование на фоне убогих «героев нашего времени» рано или поздно приведёт к кризису и застою. Общество не может двигаться вперёд не имея позитивных идеалов, не ставя перед своей молодёжью трудновыполнимые задачи, не вызывая желание равняться на лучших.

Последние события показывают, что государство сейчас вовсе не заинтересовано в этом, и путь развития через сравнение себя с худшими его вполне устраивает. Остаётся лишь надеяться, что инстинкт выживания общества окажется сильнее, и наши дети не только не забудут старых героев, но и сумеют из своей среды выдвинуть новых.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!