Что может избавить человека от страданий. Как избавиться от страданий и начать жить полной жизнью. Время - самый ценный ресурс

Слова ранят и слова лечат, в одно время они приносят страдание, в другое избавление. В силу привычки, которая вырабатывалась годами, мы связали слова со своими переживаниями. Когда я говорю слово «нос», какая-то часть моей бессознательно, почти незаметно от моей личности касается его вниманием. Когда я говорю «страдание», я не испытываю конкретной боли, но ее отголосок мимолетно проносится в сознании. Чем конкретнее слова отражают содержание психики, тем ярче проявляют ее содержимое. Если вас приравнивают к грязи, какое-то глубоко подавленное переживание, которое с этой грязью ассоциируется, может проснуться отголоском боли. Порой, чем энергичнее человек отрицает в себе какое-то качество, тем ярче именно это качество в нем проявлено в подавленном виде. Подавление – один из механизмов психологической защиты. И здесь, опять же я не уверен, что мое субъективное понимание этого процесса сходно с пониманием, которое в подавление вкладывают психоаналитики. В силу многолетних самонаблюдений, я рассматриваю подавление как глобальный процесс, при помощи которого человек отрицает реальность, что в конечном итоге и является причиной всех его страданий . И работа именно с этим процессом может привести к избавлению от страданий .

Избавление вербальными техниками

Чуть выше я уже говорил о «колдовской» силе слов. Этот инструмент доступен каждому. Вы можете вести дневник, общаться с близким другом, анализировать самостоятельно, но одного искреннего желания разобраться в себе может быть недостаточно. Мы сами не замечаем, как обманываем себя. Поэтому использовать силу слов наиболее эффективно можно рядом с человеком, который может помочь выявить самообман.

Честность с собою, помогает вскрывать психические блоки, поэтому в так важна откровенность клиента. Но требовать этой откровенности никто не в праве. Человек должен сам дозреть и захотеть решать свою проблему. В противном случае, вскрывая чужую рану, можно получить по шее столкнуться с нежеланием и неготовностью человека с этими переживаниями работать. Если готовности переваривать подавленный материал еще нет, но защитный механизм подавления уже нарушен, человек будет всеми силами пытаться этот механизм восстановить. Восстановление таких защит – процесс утомительный, но порой – уместный.

Как же определить, готов человек работать, или нет? Здесь, к сожалению каких-то четких критериев – нет, кроме одного единственного – собственного искреннего желания разобраться со своими проблемами. Насколько искренне человек хочет избавления? Порой это зависит от длительности и интенсивности переживаний – иногда необходимо просто пресытиться своим неврозом, чтобы ощутить сполна его бесполезность в собственной жизни.

Возможно, вы сами сможете вспомнить момент, когда ощущали психологическое страдание и чувствовали, как тупую боль хотелось усилить, перевести в острую, чтобы ощутить ясней это переживание. В это время человек бессознательно чувствует, что именно так – через обострение он сможет пройти через страдание, и прийти к облегчению .

Подавление

Где-то на сайте я уже говорил, что боль и страдание стоит различать. Боль – это интенсивное переживание, которое мы выносим относительно легко, пока в нем нет страдания. Страдание возникает на психическом уровне. В основе страдания стоит подавление переживаний .

Когда мы переживаем нечто такое, с чем наша психика не может справиться, мы бессознательно сужаем «канал» восприятия, в котором возникало это явление. Так мы подавляем переживания и создаем психические блоки и зажимы. Именно такое подавление приносит страдание, тупую подавленную боль. В это время психическая энергия, как бы наталкивается на блок, который мы создали на ее пути. Упираясь в этот блок, энергия скапливается и усиливает боль. Обычно вместо того чтобы расслабиться и позволить жизненной энергии двигаться свободно, мы снова начинаем подавлять уже создавшуюся тупую боль, заваливая ее новым каскадом блоков.

То есть, «изначальное переживание», которое мы не смогли принять, после первого подавления вызывает притупленную боль, затем уже на эту притупленную боль, мы наваливаем вторую порцию блоков, напрочь лишая себя одного из психических каналов восприятия. Так формируется свалка подсознания, как скопище подавленных . Все это очень приблизительная картина происходящего, – символическая карта одного из пределов нашей многогранной психики.

Возможно, вы слышали расхожую фразу психологов о том, что «все мы – родом из детства». Это значит, что большая часть тенденций и законов, по которым функционирует наша личность сегодня, была заложена в нашем детстве. Порой, наше самое большое достижение – это наш самый большой невроз, компенсируя который мы чего-то в этой жизни добиваемся. Большая часть неврозов закладывается именно в детстве, потому что юное сознание не готово к большей части комплексных переживаний, которые с ним происходит.

Будучи взрослым, обладая более-менее развитой психикой, человек с переживаниями справляется эффективней, поэтому «археологические» раскопки собственного бессознательного, порой, очень даже уместны. Можно представить себе это в образе кладовой, которую охраняет игрушечный монстр. Маленький ребенок в свое время его испугался, убежал прочь, захлопнув за собой все возможные двери. С годами он себя накручивал, и по мере взросления, обвешивал увиденного в детстве стража своими повзрослевшими образами о страшных чудищах. А когда решил пойти своим страхам на встречу, преодолев собственные пугающие фантазии, столкнулся с тем самым безобидным игрушечным монстром.

Избавление от блоков высвобождает подавленную энергию и расширяет сознание . То есть, мало того, что самопознание ведет к избавлению от страхов, мы при этом еще и становимся мудрей, внимательней и сильней во всех отношениях. А чтобы не появлялись новые зажимы, ко всему вообще стоит относиться спокойно, принимая таким как есть, без искажений и накручиваний. Это помогает сохранять психическое здоровье и позволяет реагировать на жизнь трезво.

Если мы работаем со страданием, разбираем саркофаг, который сами наложили на свою маленькую дымящуюся психическую АЭС в раннем детстве, вскрытая тупая боль в какой-то момент перерастает в острую боль. Иногда это – унижение, стыд, страх, испуг, или отчаяние, иногда – целое скопление противоречивых переживаний, которые детская психика переваривать отказывалась, и в итоге упрятала в бессознательное. Очищение, избавление, катарсис происходят через обострение «болезни». Не зря японцы говорят, что «страдание – это семя радости ».

Опустошение и сублимация

Все наши желания – это наша нереализованная энергия, наш потенциал, который упирается в психические блоки. И кстати, как пример, желание потрепаться – это жизненная энергия, которая наталкивается на один из психических блоков в горловой области. Чтобы эта энергия не терзала, болтун своим трепом расходует энергию в разговоре. Аналогичные процессы происходят в нашем мышлении. Мы непрерывно пребываем в грезах ума, и жаждем получать впечатления, чтобы сжечь ментальную энергию, которая давит на тонкие блоки, проявляясь в скуке, тоске и унынии.

Подавление переживаний – это блокирование естественного течения психических процессов , что в свою очередь приводит к различным психосоматическим недугам. Подавление, вообще, напоминает удушение самой жизни. Работа с психологом, физическая нагрузка и работа – лишь часть из методов «избавления» и облегчения жизни. Ниже я попробую описать дополнительную технику избавления от страданий , блоков и зажимов, которую сам использовал длительное время.

Работа «напрямую»

Итак, подбираясь к практике. Много раз, практикуя расслабление, я добирался до одного чрезвычайно интересного переживания. Нигде в литературе не встречал его описания, поэтому не уверен, что такие переживания присущи всем вообще. Возможно, это связано с какими-то индивидуальными закономерностями, по которым психика отдельного человека функционирует. Поэтому все мы хоть и похожи, но при этом каждый в чем-то уникален. Учитывая этот контекст, стоит понимать, что сайт – это не какой-то универсальный психологический справочник, а субъективное выражение понимания обычного человека.

Расслабляясь, я созерцал свои собственные переживания, обращая особое внимание на те области, в которых расслабление происходило наиболее затруднительно. Погружаясь вниманием в эти области, я увидел, что именно там скрываются самые болезненные переживания, которые я бессознательно подавлял, просто для того, чтобы их заглушить. Пережитые события мы фиксируем в переживаниях. Некоторые «сложные» ощущения, которые мы отказываемся проживать, появляясь, сразу не проходят, а как бы застревают в нашем бессознательном мертвым грузом.

В какой-то момент я обнаружил, что направляя внимание на самую болезненную точку собственного существа, я перестаю ощущать страдание… просто потому, что в этой точке – в самом источнике страдания – самого страдания еще нет. Есть просто некое переживание, которое подавляется. Что же это за переживание?

Это чрезвычайно занятное переживание похоже на какой-то волновой комок нервов, который непрерывно колеблется в попытке найти равновесие. Но кажется по самой своей природе эта вертлявая «штука» – совершенно неустойчива, и как раз за счет этой своей неустойчивости она и живет. Хотел придумать для нее название, но передумал. Чувствую, что без названия это явление понять будет проще.

Кода я подходил к этому «изначальному переживанию» снова и снова, то чувствовал, как что-то во мне пытается его блокировать, забываясь в мыслях. Но постепенно мне удавалось оставаться «там» все дольше и дольше. И в эти минуты я ощущал себя буквально так, словно нечто меня выкручивало по спирали, переворачивая в пространстве. Иногда это было похоже на длительный полет в какой-то тонкой плоскости. На уровне ощущений это отдаленно похоже на переживание, которое возникает, когда наши конечности оттекают после длительного сидения на месте.

Это было крайне неуютное, но интересное переживание. Но в нем нет никакой боли и никакого страдания. Каждое такое выкручивание длилось несколько минут и после приносило избавление и облегчение. Возможно, именно это и называют распутыванием узлов кармы. Сколько таких узелков во мне я не знаю. Но, кажется именно на них держится вся моя человеческая личность как нечто живое.

Чрезвычайно важный момент в этой практике состоит в том, чтобы созерцать именно то ощущение, которое ум пытается подавить. Именно это и есть самая «болезненная» точка изначального переживания. А если вы чувствуете, как вам хочется встать, отвлечься, уйти, значит, вы упускаете этот «центр», значит, вы стоите у «стены», где происходит подавление, от которого и возникает страдание, но не ощущаете, что конкретно вы подавляете за этой «стеной». А за этой стеной – то самое изначальное переживание, с которого все началось.

Когда вы проникли за стену блоков и ощущаете «центр», у вас не возникает желания бросить практику, пойти и отвлечься, потому что вы ощущаете причину этого самого желания «отвлечься». Вы проникаете в центр причин для всех возможных побуждений что-то с чем-то делать. Но, пребывая в этом центре, вас все устраивает и поводов менять жизнь уже не возникает.

Все это время вы чего-то хотели, вы куда-то шли, двигались, болтали, и все это происходило, чтобы утолить вечную неудовлетворенность, или просто забыться в привычной суете жизни, и не чувствовать подавленное страдание.

Психика привыкла подавлять боль, и делает это бессознательно, в фоновом режиме. И теперь, когда вы не подавляете, а сознательным вниманием проникаете в суть происходящего, первое время внимание то и дело спонтанно соскальзывает от объекта созерцания на мысли. Само это соскакивание – это и есть подавление. Когда так происходит, вам хочется закончить практику. Это очень тонкий момент осознания, проникаясь которым, вы сможете оставаться в источнике переживаний все дольше и дольше.

Оказавшись в центре, в источнике своих переживаний, Вы держите кукловода за нити . То, что руководило, направляло вас всю жизнь и заставляло принимать решения под влиянием неудовлетворенности, теперь в ваших руках – под вашим пристальным взглядом. Вы при этом, словно в центре смерча. Вокруг весь мир несется со страшной скоростью из прошлого в будущее. Но вы пребываете здесь и сейчас, в точке покоя, позволяя происходить тому, что происходит, не вмешиваясь, не поправляя, вы не толкаете, не удерживаете, не давите и не тянете, а просто расслабленно, отпустив все нити, остаетесь собою в себе.

В какой-то момент нечто побуждает вас вернуться в повседневность. Здесь остаются недоделанные дела. «Карма» ответственности побуждает следить за телом и направлять его в разных направлениях. И вы принимаете это. Почему бы и нет? Находясь в «центре» переживаний, все теряет значение. Вам не нужно знать последние новости. Это желание, я уверен, было вызвано бессознательной тягой к «источнику» ваших переживаний. И вам уже не важно, останетесь вы «там», или вернетесь в привычный мир. Но нечто побуждает вернуться, и какая-то часть ума уверена, что так и нужно. Затем, в миру может произойти забывание. Часть ума помнит, что «там» в глубине себя… происходило что-то очень важное, сокровенное – причина всего. Но что это было, первое время ум вспомнить и понять не в силах.

В быту я до сих пор часто ощущаю неудовлетворенность, которую по возможности стараюсь использовать как для постановки целей. Порой эта неудовлетворенность спонтанно подавляется и становится причиной каких-то совсем поверхностных переживаний – суетливой раздражительности, тревоги. И только успокаивая свой ум, я понимаю, или «вспоминаю», зачем живу. Возможно, сейчас, необходимо все это как-то интегрировать.

Эта практика хороша тем, что вам необязательно копаться в вашем прошлом, и выуживать оттуда конкретные ситуации. Вы работаете с переживаниями напрямую. Но эта практика подойдет далеко не каждому. Для ее использования человек уже должен обладать определенным уровнем трезвости и чуткости. И потом, как я убедился, многие блоки все-таки гораздо проще прорабатывать при помощи вербальных методов, в разговоре, раскрывающем суть привычных заблуждений. Наверное, не зря природой даны такие инструменты?

Итак, для избавления от страданий, снятия напряжений и решения проблем вполне подходят такие методы как: работа с психологом, интимное откровенное общение, ведение дневника, физическая нагрузка, спорт, работа, учеба, расслабление и созерцание.

Надо ли пытаться избавиться от любой боли, как утешать того, кто предъявляет счет Богу, и почему человек плачет всегда «не просто так» – обсудили богословы и психологи

14 декабря в ПСТГУ прошла конференция «Страдание и особенности оказания помощи страдающим людям в церковной и светской практике». Центральными выступлениями конференции стали два доклада – декана богословского факультета ПСТГУ протоиерея Павла Хондзинского и доктора психологических наук Фёдора Ефимовича Василюка, которые с разных сторон раскрыли тему избавления от страдания.

Человек обезболенный

Доклад протоиерея Павла Хондзинского «Человек обезболенный» был посвящён тому влиянию, которое оказало на мировосприятие современного человека изобретение обезболивания.

Достаточно долго страдания воспринимались в христианской традиции как дар, принятие которого «как необходимого условия для приближения ко Христу не подвергалось сомнению ни на Востоке, ни на Западе». Протоиерей Павел напомнил, что ещё в XVII веке Блез Паскаль воспринимал горе как добровольную жертву человека: «Человеку не зазорно отдаться во власть горя, но зазорно отдаться во власть наслаждения. Горе вовсе не пытается нас соблазнить, не вводит в искушение, это мы сами по собственной воле склоняемся перед ним, признаем его власть и значит, остаемся хозяевами положения, мы покорны себе, и только себе, меж тем как, наслаждаясь, становимся рабами наслаждения. Умение распоряжаться, владеть собой всегда возвеличивает человека, рабство всегда покрывает его позором».

Докладчик напомнил также изречение апостола Петра о том, что несправедливые страдания угодны Богу. «То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет.2: 19).

«Это странное для современного человека утверждение, очевидно, можно истолковать следующим образом, - размышляет о. Павел. - Падший человек обречен на страдания, в свитке жизни его, по словам пророка Исайи, написано рыдание, жалость и горе. Причем эти страдания, будучи следствием первородного греха, никак не могут быть названы несправедливыми. Только Христос в собственном смысле слова страдает несправедливо (невинно), так как Он подобен нам во всем кроме греха. Однако Его искупительные страдания, не уничтожая общность закона страдания, созидают в то же время возможность невинного страдания для тех, кто приобщился к ним через Церковь. Теперь тот, кто страдает несправедливо, помышляя о Боге, страдает в этом смысле невинно и тем самым приближается ко Христу».

Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, именно несправедливые страдания можно назвать добровольной жертвой человека, приближающей его к Богу.

Однако к XVII столетию взгляд на проблему страдания меняется. Отныне несправедливые страдания воспринимаются уже как повод высказать упрёки Божеству. Так появляется необходимость в оправдании Бога, параллельно возникает соответствующий жанр теодицеи.

Ещё более чем через сто лет ситуацию кардинально меняет технический прогресс. 16 октября 1846 года в Бостонской клинике Уильям Мортон впервые успешно проводит операцию по удалению пациенту опухоли на шее с применением анестезии.

«Именно тогда, поврежденность падшей человеческой природы как бы соразмерно компенсировалась достижениями технического прогресса. Человек не перестал быть падшим, но словно бы вернул себе (точнее решил, что вернул себе) свойства первозданного Адама», - говорит о. Павел Хондзинский.

Церковная оценка нового открытия появилась не сразу: «Лишь в феврале 1957 года Римский Папа Пий XII подтвердил, что «христианский долг отрешения и внутреннего очищения не является препятствием для применения анестезии». Соборная оценка анестезии Восточной Церковью не выносилась.

Однако появление анестезии оказало глубокое влияние не только на медицину, но и на мировосприятие современного человека в целом. «Анестезия прочно овладела не только телесной, но и душевно-духовной природой человека, чему свидетельством является бесчисленное количество предлагаемых современному человеку в том или ином виде анестизирующих душевную боль антидепрессантов и иных такого же рода средств», - отметил о. Павел.

Получив опыт существования под анестезией, современный человек активно пытается избежать всякого страдания вообще.

Отсюда – многие современные проблемы – одиночество, неспособность к состраданию, предположил о. Павел.

«Акт соприкосновения (физического или душевного) всегда потенциально чреват для меня либо собственной болью, либо необходимостью принять в соображение чужую боль, то есть со-страданием, которое есть в свою очередь страдание для меня самого. Вполне понятно теперь, что с точки зрения «человека анестезированного», если невозможно обезболить акт общения, то лучше отказаться от него совсем».

Важнейшей характеристикой «человека анестезированного» стало, по оценке докладчика, нетерпение.

«Нет жизни по заповедям без терпения, нет терпения без благодати. Однако для не знающего и не ищущего благодати современного человека этот дар подменяется проанестезированным нетерпением, оборотной стороной которого, очевидно, должны стать все сокращающиеся периоды между приемами анестезии и все большая неспособность обойтись без нее».

Множество современных проблем возникает, по словам о. Павла, именно из-за такого нетерпения:

«Подростки кончают жизнь самоубийством, получив плохую оценку в дневнике или не обнаружив достаточного количества лайков под своими фотографиями в соцсетях. По данным ВОЗ к 2020 году депрессия выйдет на первое место в структуре заболеваемости и будет отмечаться у 60% населения, а смертность от тяжелых депрессий, зачастую приводящих к суицидам, выйдет на 2 место среди других причин смертности».

В конце концов, идея анестезии, по мысли докладчика, подменила собой идею анастазиса – воскресения.

Парадоксализируя тему, о. Павел вводит понятие «человека обезболенного»: «Человек анестезированный» есть человек, не знающий угрызений совести, не отвечающий за свои желания и поступки, не имеющий терпения, одинокий и боящийся любви».

Значит ли это, что о. Павел выступает против применения обезболивающих средств? Нет. «На вопрос, надо ли облегчать страдания людей? – должен следовать однозначный ответ – безусловно, надо: и облегчением им физической боли и со-страданием, которое есть разделение страданий с страдающим».

Страдание взыскует смысла

Доктор психологических наук Фёдор Ефимович Василюк осветил тему страдания с другой стороны – как помочь человеку пережить страдание.

Страдание другого человека ставит нас перед необходимостью сострадания. В этой ситуации, по мнению докладчика, возможны три реакции - теодицея, аскеза и утешение страждущего. В необходимости утешать страждущего психологи и священники близки. При этом переживание, по словам психолога, - это не просто эмоциональное состояние, но большая мыслительно-структурирующая работа.

«Переживание как переживание утраты - это труд по новому нахождению опор и выстраиванию страдания.

Вообще слово «страдание» происходит от слова «страда» - по Далю, «тяжёлая ломовая работа, натужные труды».

При этом психолог, который помогает клиенту пережить страдание, не находится в позиции натуралиста, он вовлечён сострадать. М.М.Бахтин говорил о существовании трёх форм сострадания - содействии, совете и сочувствии. Психолог не в силах сделать ни первого, ни второго, ему остаётся душепопечение».

Конечно же, утешая человека, нужно помнить, что часто он сам создаёт ситуации, от которых страдает. Нужно доверить ему зону ближайшего развития. Нужно позволить ему перенести ту боль, которую он в состоянии перенести. Однако часто любое выражение любви со стороны окружающих в этот момент становится для людей поддержкой и помогает им легче пережить боль.

«Переживание, - заявил Фёдор Василюк, - взыскует смысла. Переживание бессмысленное - одно, переживание, наполненное смыслом, - другое. Все мы помним кабинеты стоматологов советского времени, больше похожие на пыточные. Но боль по дороге к стоматологу и по дороге от него – это разная боль».

Иногда нахождение или конструирование смысла позволяет легче пережить и боль физическую.

«Помню одну бабушку – ей было за девяносто, она почти ничего не видела, и у неё очень болела нога. В минуты, когда боль становилась особенно невыносимой, она говорила: «Пусть оно болит ещё больше, но пусть у внучки будет всё хорошо с мужем».

Очевидно, она думала, что на семью страдание распределяется как-то совместно: если одним побольше, то другим поменьше – давайте простим ей это заблуждение. Но оно придавало её страданиям смысл.

Ещё помню, как отец Дмитрий Овсянников рассказывал о заключённом, который в тюрьме уверовал. И вот, по совету духовника, он превратил свою камеру в келью и начал учится монашеской молитве. Внешне ничего не изменилось – изменилось его отношение.

Это не бегство от страдания, но ситуация, когда оно перестаёт быть врагом, служит средством помощи близким или молитвы».

Кроме того, по наблюдению докладчика, переживание всегда диалогично. Человек всегда плачет не просто так, он плачет “кому-то”. Иногда непонятная адресованность искажает отношения вокруг человека, надо ему помочь самому понять её.

«Например, однажды ко мне пришёл человек без носа. У него были определённые расстройства на фоне шизофрении, что тоже накладывало отпечаток на ситуацию. Когда-то он был влюблён, но избранница его отвергла. Он посчитал, что причина этого – его внешность, и сделал пластическую операцию, потом вторую, третью, на четвёртой нос пришлось просто удалить.

Но теперь он пришёл с другой проблемой: «Я прочёл всю «Библию» несколько раз, я много ездил по монастырям и паломничествам. В Библии написано, что Бог не даёт испытаний выше сил, но я – именно тот человек, которому он дал такие испытания».

Я почувствовал, что этот человек пришёл не с защитой, а с обвинением. Если бы я произнёс какие-то стандартные увещевания, он бы просто констатировал, что ещё в одном месте ему не помогли. Но я также почувствовал, что всё сказанное адресовано не мне. И тогда я сказал:

Я правильно понял, что Вы много страдали, искали смысл, обращались с этим вопросом к Богу, но не получили ответа?

Да, - ответил мой клиент, подумав, - Бог молчит, жизнь проходит, и мне страшно.

В его понимании ничего не изменилось, но он вышел из позиции всеобщего обвинения, и стал возможен диалог».

Также, по мнению Ф. Е. Василюка, важно соотношение душевного и духовного в помощи.

Холодный призыв молиться неуместен для раненого, нужно прежде облегчить его боль.

В качестве примера докладчик привёл эпизод из романа Достоевского, когда к старцу Зосиме пришла женщина, недавно потерявшая ребёнка. Обычные увещевания о том, что младенец непременно находится у Господа, на неё не действовали. И тогда старец сказал: «Не утешайся и плачь! Но помни, что всякий раз сынок на тебя смотрит и Господу указывает. И надолго тебе этого материнского плача хватит. И в конце превратиться он в тихую радость».

С женщины было снято обвинение в неблагочестивом страдании, к её страданию проявлено даже уважение. Страдание было ей разрешено, но на дерево страдания была привита ветка молитвы. Меняется перспектива страдания - не “ты смотри на небо”, но “сын на тебя оттуда смотрит”. В итоге ситуация горя «разомкнулась», стала восприниматься в более широкой перспективе, и общение с Богом оказалось возможным.

Нисхождение во ад

Разговор о страдании – важен, но и мучителен. Как советовать тут что-то, не имея собственного опыта проживания страданий? Теоретический разговор важен, но может оказаться как острый нож, причиняющий лишние муки. «Кто сам не страдал, не должен предписывать страдания другим», - сказал об этом же о. Павел Хондзинский.

В заключение хотим процитировать слова уже покойного священника, помогавшего онкобольным детям и их родителям – о. Георгия Чистякова. Отец Георгий, как нам кажется, расставляет наиболее важные акценты в этом разговоре:

«В наших храмах среди святых икон довольно заметное место занимает «Нисхождение во ад» - Иисус на этой иконе изображен спускающимся куда-то в глубины земли, а вместе с тем и в глубины человеческого горя, отчаяния и безнадежности. В Новом Завете об этом событии вообще не говорится, только в Апостольском символе веры есть об это два слова - descendit ad inferos («спустился во ад»), и довольно много в наших церковных песнопениях.

Иисус не только страдает сам, но и спускается во ад, чтобы там разделить боль других.

Он всегда зовет нас с собою, говоря нам: «По мне гряди». Часто мы стараемся, действительно, идти вслед за ним. Но тут…

Тут мы стараемся не видеть чужой боли, зажмуриваем глаза, затыкаем уши. В советское время мы прятали инвалидов в резервациях (как, например, на Валааме), чтобы никто их не видел, как бы жалея психику своих соотечественников. Морги в больницах часто прятали на заднем дворе, чтобы никто никогда не догадался, что здесь иногда умирают. И проч., и проч. Мы и теперь, если считаем себя неверующими, пытаемся играть со смертью в «кошки-мышки», делать вид, будто ее нет, как учил Эпикур, отгораживаться от нее и т.д.. Иными словами, чтобы не бояться смерти, используем что-то вроде анальгетика.

Если же мы считаем себя верующими, то поступаем не лучше: говорим, что она не страшна, что на то воля Божия, что не надо горевать по усопшему, потому что тем самым мы ропщем на Бога и проч. Так или иначе, но подобно неверующим также отгораживаемся от боли, заслоняем себя от нее инстинктивно, словно от удара занесенной над нами руки, то есть тоже используем если не наркотик, то во всяком случае анальгетик.

Это для себя. А для других мы поступаем еще хуже. Человеку, которому больно, пытаемся внушить, что это ему только кажется, причем кажется, ибо он Бога не любит и т.д. и т.п. А в результате человека, которому плохо, тяжело и больно, мы оставляем наедине с его болью, бросаем одного на самом трудном месте жизненной дороги.

А надо бы просто спуститься с ним вместе в ад вслед за Иисусом - почувствовать боль того, кто рядом, во всей ее полноте, неприкрытости и подлинности, разделить ее, пережить ее вместе».

Нам кажется, что мы страдаем или испытываем неудовлетворенность, когда нам чего-то не хватает, и мы воспринимаем такой внутренний фон как должное.

«Как можно быть счастливой без любви? Или без детей? » — думает девушка, оправдывая свой внутренний хаос и ставя во главу угла поиски мужа.

«Как можно быть удовлетворенным без материальных эпитетов в виде машины и квартиры?» — рассуждает мужчина, экономя каждую копейку и влезая в кредит.

Эти метания, как правило, понятны, и обсуждать их не так интересно. В принципе, в некоторых случаях такая неудовлетворенность может стать хорошим стимулом к развитию и выходу на новый уровень. А может и не стать. Зависит от человека.

Любопытно другое – что происходит с той же самой девушкой, когда она наконец-то выходит замуж? И с мужчиной, который уже имеет базовый набор в своей жизни? Становятся ли они счастливыми?

Почему многие из них так и не обретают полное удовлетворение? Чего им не хватает, раз они получили то, что хотели? И почему есть люди, которые счастливы, даже не имея таких важных составляющих?

В чем секрет, например, счастливой, но незамужней девушки? Она притворяется? Она чего-то не понимает в этой жизни? Она дурочка? Она не слушала лекций по интерпретации Вед и просто не знает, что женщина «не может» быть счастливой без мужа?

Я хочу быть правильно понятой – это не значит, что она не хочет встретить близкого по духу мужчину и создать семью , я говорю только то, что она счастлива, даже пока не встретила . Да, такое бывает. Это здоровая психика.

И в чем суть удовлетворенности мужчины? В борще, в сексе, в машине, в деньгах? Тоже в любви, может быть? Почему одни имеют все вышеперечисленные пункты, но внутри нет стабильной гармонии? А почему есть те, кто и без некоторых этих пунктов живет без страданий? Опять же это не значит, что они не стремятся к этому, просто их движение по пути происходит без внутренних печалей по поводу того, что это еще не вошло в их жизнь.

Ровно за вопросом: «Мне 30, у меня нет мужа и никогда не было, как стать любимой?» идет другой вопрос: «У меня муж, двое детей, все хорошо, но времени на саморазвитие и эксперименты нет, я не люблю свое дело, но метаться уже слишком поздно, что делать?».

И ладно бы, если бы это произошло один раз. Такое происходит постоянно. На каждое «я страдаю, потому что у меня нет семьи» приходит «у меня есть замечательная семья, но я все равно страдаю, помогите».

Гарантирую, что не просто совпадение.

Именно в этот момент полезно снять шоры с глаз и увидеть схожесть ситуаций у разных людей (а не закрываться от реальности мыслями, что «я – особенный, у меня будет по-другому»): не в замужестве кроется счастье, не в определённых вещах или потребностях, многие люди продолжают страдать, даже когда удовлетворяют все свои искренние желания.

В чем же дело?

Я тоже оправдывала свои страдания, когда они были следствием отсутствия какого-то важного компонента в моей жизни: логично страдать, когда у тебя нет средств для реализации своих идей или любви, как я думала раньше. Но благо мне хватило смелости признать, что были и отрезки, когда я получала все, к чему стремилась : и прекрасные взаимные отношения, и любимое на тот момент дело, и денег хватало, и здоровье радовало, и путешествия, но полного удовлетворения не наступало : все было хорошо – буквально все, но что-то продолжало свербеть внутри. После первой эйфории от удовлетворения потребностей страдание возвращалось.

Это было очень странно, ведь причин страдать буквально не было.

Тогда, годы назад, я старалась просто не обращать на это внимание, считая «какой-то блажью». Сегодня я могу дать этому определение, так как узнала, что такое удовлетворенность и жизнь без страданий, даже когда закрыты далеко не все жизненные вопросы.

Я ответственно заявляю: жизнь без страданий возможна. Это ее естественное состояние.

Вы не испытываете страданий, когда делаете в данный отрезок времени свой максимум (и понимаете это). Причем неважно, на каком жизненном этапе вы находитесь.

Если вы идете в направлении своих желаний на должной скорости, раскрывая свои таланты и умения в полном объеме – внутри вас нет места страданию, оно сменяется удовлетворением.

У вас может быть практически по нулям по всем жизненным сферам, но если двигаться в сторону собственной максимальной реализации на полных оборотах и понимать это (что очень важно), то будешь спокойным и удовлетворённым прямо в текущий момент.

Если в вас сотня килограмм, но вы изменили питание и начали регулярные тренировки с максимальной отдачей — вы перестанете страдать в этот же момент, хотя и до реального изменения физической формы пройдут годы.

Так же и в отношениях. И в деньгах. И в деле. В чем угодно. Где ключевое «делайте максимум в выбранном направлении, и вы не будете страдать» .

И наоборот:

Сколько бы у вас ни было побед, накоплений, любви и детей, но если вы двигаетесь по жизни с намного меньшей скоростью, чем позволяет ваш потенциа л, – вы будете испытывать страдания. Причем чем больше вам дано – тем острее будут ваши метания . Вы будете смотреть на других, кто доволен меньшими объемами, чем вы и будете пытаться себя уговорить успокоиться и сбавить амбиции, но скорее всего, ничего не выйдет.

Нереализованный потенциал причиняет боль.

Если вы лев, который работает в Московском зоопарке, если вы антилопа, которая живет в однокомнатной квартире, если вы орел в клетке, если вы глубоководная рыба, выброшенная на мель, – вам гарантировано внутреннее свербление, даже если вы закроете все свои социальные потребности в виде семьи, развлечений и базовой обеспеченности.

Если вы глубоководная рыба – все, что вам остается, это пойти на погружение к своей естественной глубине. Там и отсутствие страданий, и единомышленники, и ответы на все ваши вопросы. Никто не знает, как много времени займет это погружение и хватит ли вам сил, одно точно: если вас интересует серьезная глубина, это не год и не два. Нужно больше времени. Могу сказать из личного опыта – .

Да, у каждого из нас разные таланты и склонности, разная внутренняя емкость (и наша задача, к слову, ее увеличивать). Но индикатор всегда один – если есть страдания, особенно страдания с виду необоснованные, – значит, вы недостаточно интенсивно выкладываетесь в этой жизни (во всех сферах). Это значит, что вы способны на большее.

Чтобы быть конкретнее – среднестатистический человек не реализует даже 25% своих природных способностей.

Вы не испытываете страданий, когда делаете в данный отрезок времени свой максимум (и понимаете это). Причем на любом жизненном этапе.

Как перестать страдать?

1. Делайте свой максимум на каждом этапе

Чтобы перестать страдать, надо тратить свои силы, а не экономить. Раскрывать свои таланты, а не пытаться спрятаться за спинами других. Требовать за свой вклад большего, а не довольствоваться малым. Возьмите любого мастера в своем деле, лучше — мирового уровня, и вот вам готовая иллюстрация того, что имеется в виду. Берет много, делает еще больше, не останавливается, продолжает совершенствоваться. Причем там и семья, и дети. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам.

Помню, в свое время, когда я была уже близка к тому, чтобы уехать с островов, меня просто оглушило понимание, что ни один человек, которым я восхищаюсь, из мира искусства, писательской среды, музыкальной или из мира бизнеса – ни один мастер из моего личного списка вдохновения – не живет на островах . Почему? Может, его миллионных гонораров недостаточно, чтобы организовать себе там быт? Или, может, он такой дурачок, что просто не видит такой возможности, или такой слабый, что не может избавиться от трудоголизма и жить расслабленно? В том-то и дело, что от слабости мастерами не становятся, зато уезжают на острова регулярно… (хотя, и не все случаи тому иллюстрация). Такие мастера все без исключения глубоководные рыбы, которые живут с приоритетами максимальной отдачи и жизненного драйва здесь и сейчас.

2. Смотрите боли в глаза

Единственный способ увеличить свою внутреннюю емкость (читай: «начать погружение») – это пройти через страдани я. Не убегать с криками «это, наверное, не моё», не прятаться за спины своего окружения, не читать умные книги – а посмотреть в глаза страданию, пожать ему руку и продолжить двигаться в выбранном направлении на должной скорости. Как правило, боль офигевает от такой наглости и быстренько убегает куда подальше.

Пока вы убегаете от боли, она всегда наступает на пятки. Но стоит пойти ей навстречу, как вы обнаружите, что ее просто нет. Это вам расскажет любой мастер единоборств.

Вообще, самое уязвимое место всех людей – это страх боли. И те, кто умеет иметь дело с этим страхом, двигаются в несколько раз быстрее всех остальных, соответственно, страдают меньше. Пока 95% населения в ужасе от возможности встретиться с болью делает шаг назад в своих стремлениях, оставшиеся единицы живут так, как им нравится, научившись регулярно шагать за зону комфорта и приветствовать страдания на равных.

3. Ставьте четкие цели

Максимальная скорость движения и отдача возможна при четком векторе. У вас не получится держать ритм, если направление не обозначено. Ставьте конкретные цели на каждом отрезке пути – будь то пятилетка или текущая неделя — и делайте все для их исполнения, тогда о страданиях будет просто некогда думать .

Цели – лишь отметки на пути . Они не являются самим путем . Их можно менять, редактировать, добавлять новые. Это не история про миссию или предназначение, это вектор вашего текущего дня, который позволяет вам узнать новые грани себя через развитие должной скорости движения.

Вы, например, имеете четкие цели на текущую неделю?

Если вдруг нет, то о каких миссиях жизни может идти речь? Тогда еще просто рано. Для начала определитесь с текущим годом, месяцем и неделей. Что собственно происходит на отрезке «здесь и сейчас» в вашей жизни и куда он ведет, а дальше больше. Миссия – это Эверест, если вы ни разу не ходили в горы – вы не осилите самую большую вершину. И если много раз уже ходили, тоже — не факт. Настоящая миссия – это то, к чему можно прийти через годы осознанной жизни, если прилагать к этому все усилия.

Мы страдаем тогда, когда не прикладываем наш природный заряд в нужное русло. По сути, если мы не двигаемся во всех смыслах – то мы ржавеем. Но беспорядочное движение не даст должной отдачи, что тоже важно. А цели (по сути, любые осмысленные и приятные нам цели) дают возможность чувствовать взаимообмен с миром: я – миру, мир – мне. Я не просто потребляю, я отдаю столько же. Круг замкнулся. Страданий в нем нет.

Олеся Власова

P.S. С наступающим не поздравляю и всего-всего пока не желаю. Еще услышимся. Есть у меня одна стихийная традиция – делать большой спецвыпуск Соляночки под Новый год с личными благодарностями в первую очередь людям, которые мне помогли. Этот год не будет исключением. И люди, и главные находки года – готовлю предновогодний, итоговый выпуск рассылки. Подписывайтесь , если еще нет.

Конечно, на практике всё далеко не так просто. Вы можете понимать, что перебои в работе или пробки на дороге вне вашего контроля, но всё-таки будете злиться и раздражаться.

Как бы в такой ситуации отреагировал Эпиктет, один из самых известных ? Он считал, что любое негативное происшествие плохо не из-за того, что именно случилось, а из-за того, как мы на него отреагировали.

Нужно всегда быть готовым к несправедливости, трудностям, стрессу и боли.

Смотря таким образом на мир, вы берёте на себя полную ответственность за свою жизнь и начинаете видеть причину недовольства не во внешних событиях, а в своей реакции на них. Психологи называют это внутренним локусом контроля. Это склонность считать, что не внешние, а внутренние факторы определяют, как складывается жизнь.

Разнообразьте источники радости

Старайтесь думать как инвестор или предприниматель: не вкладывайте все ресурсы во что-то одно. Распределяйте своё время и силы  на несколько источников радости. Очень важно уравновесить тот смысл, который вы находите в работе, другими вещами: увлечениями и личными проектами.

Связывать свою идентичность только с одной нишей слишком рискованно, ведь всегда может случиться так, что вы потеряете эту нишу, а вместе с ней и свою идентичность. В жизни всегда что-то будет случаться, что-то будет идти не так, это неизбежно.

Если у вас много источников радости и смысла, вы уже не впадёте в отчаяние, когда непредвиденные обстоятельства нарушат течение вашей жизни.

Страдания происходят не из внешних источников, а изнутри. Поэтому важнее всего по-другому воспринимать препятствия и трудности. Как говорил Эпиктет: «Людей мучают не вещи, а представления о них».

На чтение 8 мин.

Возможно, вас удивит выбор темы для этой статьи. Казалось бы, при чем тут «интересная жизнь». Но, если верить статистике, две трети аудитории «ЖИ!» - женщины, для них тема любви актуальна всегда. А тема страданий в любви

Возможно, вас удивит выбор темы для этой статьи. Казалось бы, при чем тут «интересная жизнь». Но, если верить статистике, две трети аудитории «ЖИ!» - женщины, для них тема любви актуальна всегда. А тема страданий в любви - актуальна вдвойне! Любить - значит страдать. Эта народная женская мудрость звучит наивно и просто, однако в жизни нередко случается именно так. Грустная статистика: около 70 \% случаев причиной обращения к женскому психологу становится боль несчастной любви. Лично мне известны истории, где разрыв отношений был настолько тяжелым, что женщине требовалась не только психологическая, но и медикаментозная поддержка.Когда-то я и сама пережила болезненный разрыв и долгое время испытывала сильные горестные чувства… Очень важно осознавать, что подобные состояния - мощный ресурс, который необходимо использовать себе во благо, и ни в коем случае не фокусироваться на своих страданиях!

Давайте я расскажу вам свою историю.

После развода с мужем я долгое время приходила в себя, совершенно не желая вступать в новые отношения. Однажды в компании я познакомилась с мужчиной, который мне очень понравился. На тот момент он был женат, и я не питала иллюзий. А через год я случайно узнала, что он развелся. Мы встретились, пообщались, он предложил увидеться еще раз… Начался бурный роман со всеми вытекающими: влюбленность, страсть, головокружительные совместные планы.То, что ему предложили высокую должность с переездом в другой город, я восприняла с радостью, ведь он давно об этом мечтал. Так мой любимый уехал.Поначалу все было замечательно, он часто приезжал, мы продолжали встречаться, и я была уверенна, что скоро он предложит перебраться к нему. Но он исчез. Неожиданно. Бесследно. Без объяснений. «Абонент временно недоступен».

Это был шок. Я не могла понять, что происходит! Ждала звонка, не выпуская телефон ни на секунду, звонила сама - безрезультатно. Я повторяла себе, что это не просто так, что он не способен на обман и предательство. Я просто отказывалась верить в происходящее. Я захлебывалась слезами отчаяния.Что было дальше? Довольно печальная история.От нашего общего знакомого я узнала, что моего любимого подставили, дело очень серьезное, и он находится в СИЗО под следствием. С тех пор моя жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ. Первое время я не могла поверить в то, что, возможно, больше никогда его не увижу. Мне было так плохо! Тогда казалось, что жизнь закончилась и то, что происходит - хуже смерти…Ему дали срок. Я нашла его, приезжала на встречи «через стекло». Однако я не могла ставить на себе крест и ждать его выхода на свободу. У меня подрастал ребенок, и я должна была найти в себе силы жить дальше.Эта история длилась два года. Представьте только, я добровольно обрекла себя на два года страданий вместо яркой счастливой жизни!Решение пришло внезапно. Я решила получить второе высшее образование. Поменяла окружение и познакомилась с новыми людьми. Я увидела новые возможности и перспективы. Учась на психолога, я сама прошла курс психотерапии, благодаря чему разобралась в причинах собственных проблем и двухлетних страданий.Я поняла простую вещь: любые позитивные перемены возможны лишь в случае, когда человек принимает на себя полную ответственность за то, что с ним происходит. Именно с момента осознания сего очевидного факта в жизни человека начинаются сдвиги. Но для того, чтобы это понять, лично мне потребовалось два года страданий.Не повторяйте моих ошибок. Цените каждый день своей жизни!

Чтобы ускорить ваше «выздоровление» от несчастной любви, я составила несколько рекомендаций: что нужно и чего нельзя делать в случае болезненной разлуки с любимым.

Что делать, если вас бросили

Вы в отчаянии. Это невыносимо! Кажется, что жизнь закончилась, и впереди лишь тоска и мучения.Да, возможно, расставание было правильным решением для вас двоих, но отчего же так больно, так тяжело…Для разрешения проблемы у вас есть два пути: продолжать страдать, жалеть себя и надеяться на чудо, или же начать жить более осознанно и эффективно, воспринимая свое состояние как ресурс, который можно и нужно использовать себе во благо. Перед вами открыты все дороги. Выбирайте!Давайте посмотрим на эту историю с иной позиции. То, что произошло, случилось только по вашему желанию, как ни парадоксально это звучит. Важно понимать, что без глубокой работы над собой, без кардинальных сдвигов в вашей системе самооценки и оценки окружающих, вы будете и всех последующих партнеров подбирать точь-в-точь как предыдущий.«Мы выбираем друг друга не случайно. Мы встречаем только тех, кто уже есть в нашем подсознании». Зигмунд Фрейд Вот реальная история одной из моих клиенток. Она пять (!) раз была замужем, от каждого мужа родила ребенка. Все мужчины, живя с ней в браке, становились алкоголиками. В итоге они расставались, после чего мужчина возвращался к трезвой жизни. Лично она не считает это закономерностью, и до сих пор находится в поисках своего идеала.

Пять шагов к успешному преодолению любовного кризиса

Определите, чего вы хотели бы достичь в ближайшее время («вернуть любимого» - не считается). Формулировка должна быть предельно точной. Например: «я хочу контролировать свои чувства во время расставания и быть спокойной», вместо «я хочу забыть его». Или «я хочу быть более уверенной в себе, и научится отказывать», вместо «я хочу стать лучше». Помните о своей цели и держите ее в голове.Перестаньте жалеть себя. Именно жалость к себе мешает вам взглянуть на ситуацию объективно. Находясь в состоянии эмоционального хаоса, вы не можете увидеть истинные причины сложившейся ситуации. Жалость к себе и добровольно выбранная позиция жертвы - тупик. Более того, это опасно тем, что вы бессознательно будете выстраивать отношения, в которых поощряется жалость к себе.Измените окружение. Влияние среды велико. Если вы общаетесь с подругой, главная цель которой - успешная карьера (а ваша цель - семья и отношения), задумайтесь, стоит ли поддерживать такую дружбу, ведь ваши представления могут вступать в конфликт и мешать объективной оценке ситуации. Кто-то из вас будет вынужден уступать.Перестаньте надеяться на чудо и ждать быстрых результатов. Чтобы зажила глубокая рана, необходимо время. Не надейтесь, что вы прослушаете онлайн тренинг, почитаете пару статей в интернете, научитесь искусству обольщения - и все тут же изменится к лучшему.Работа над собой - это долгий и непрерывный процесс. И если вы вышли на этот путь, останавливаться просто не имеет смысла, как не имеет смысла, например, худеть перед корпоративом, чтобы влезть в красивое платье и тут же обожраться за праздничным столом..Внимательно проанализируйте все ваши любовные истории. Выполните упражнения «История взаимоотношений». Это необходимо сделать для того, чтобы разобраться в истинных причинах неудач.Для этого вам нужно вспомнить и записать в хронологическом порядке всех партнеров, которые оказали на вас сильное влияние. Когда перечень составлен, ответьте на такие вопросы:
  • Как познакомились?
  • Кто был инициатором?
  • Почему понравился?
  • Как сложились отношения?
  • Почему расстались?
  • Кто был инициатором расставания?
  • Что вам дали эти отношения?
Проанализируйте, что общего во всех случаях. Будьте беспристрастны. Так вы сможете отследить свои ошибки, ведь ваши страдания не случайны.

Время - самый ценный ресурс

Подсчитайте, сколько часов вы потратили на горе и страдания. Сколько ночей вы провели в слезах, в ожидании его звонков. Сколько раз вы унижались, просили о встрече, говорили о своих чувствах, но вас не услышали? Готовы ли вы терпеть это и дальше?А может, вы желаете повторить судьбу гротескной героини произведения Диккенса, где невеста, уже ставшая старушкой, в полуистлевшем свадебном платье, сидя за свадебным столом, ждет своего жениха, не явившегося в церковь на венчание.Помните: ясное понимание ситуации всегда выгоднее «розовых очков». Теперь представьте, что вы превратились в женщину, которая умеет управлять своими эмоциями, не поддается соблазну страдать и творит отношения сама. Как изменится ваша жизнь? Запишите ответ! Отслеживайте свои мысли и помните: как только вы измените отношение к себе - изменится вся ваша жизнь.

Кто виноват?

Вы наверняка слышали о том, что бедняк, выигравший миллион в лотерею, так и остается бедняком. Ведь внутренне он не готов к богатству. Уже через пару месяцев от денег не останется и следа, а «счастливчика» накроет депрессия и долги еще большие, чем до получения джек-пота.То же происходит и в отношениях. Женщина, внутренне не готовая к браку, встречает мужчину. Даже при условии его безупречности, она умудрится испортить отношения и страдать после этого.Как прокомментировала одна из моих клиенток: «Только принимая на себя ответственность и признавая, что все, что происходит в жизни, происходит не СО МНОЙ, а ПО МОЕЙ ВОЛЕ, только тогда понимаешь, что страдаешь тоже по своей воле, и пускаешь в свою жизнь недостойных людей также по своей воле… вот тогда и думаешь - а, собственно, какой смысл сознательно обрекать себя на страдания?» Вы можете продолжать обвинять своего бывшего во всех грехах, но факт остается фактом: источник боли расставания таится в вас самой. До тех пор, пока вы не измените «корневые» установки в вашем «Я», толку от страданий не будет.Что выбираете вы?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!