Создание двух военно-политических блоков. Истоки «Холодной Войны» и создание военно-политических блоков — Гипермаркет знаний

Начало "холодной войны". Формирование военно-политических блоков

У1945 г. и частично в 1946-1947 гг. СССР и страны Запада до-достигли согласия по многим важным вопросам мировой политики. Это оказалось в момент создания ООН, во время Потсдамской конференции, в процессе подготовки и окончательного принятия мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией, Финляндией. Однако уже в 1945 г. противоречия между участниками антигитлеровской коалиции в отношении послевоенного урегулирования значительно обострились. Овладение монополией США на ядерное оружие, насаждения про-советских режимов в Центральной и Юго-Восточной Европе, поддержка Советским Союзом прокоммунистических сил в других регионах углубили взаимное недоверие. Стремление Советского Союза воспользоваться последствиями войны для резкого расширения своего влияния не могло не вызвать тревоги западных политиков. Так, 5 марта 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании. Черчилль, выступая в американском городе Фултоне, в присутствии президента США Г. Трумэна доказал, что ситуация в Европе опасна для судеб западных демократий. По его мнению, через всю Европу - от Балтики до Адриатики - пролегла "железный занавес". Для защиты западных демократий английский политик призвал объединить усилия США и Великобритании.

Важную роль в формировании новых подходов к СССР сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кен-нан. В феврале 1946 г., работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики сдерживания. Правительства США, по его мнению, необходимо жестко и последовательно реагировать на любую попытку СССР расширить сферу своего влияния, избегая вмешательства в его внутренние дела. Для успешного противостояния проникновению коммунизма, странам Запада необходимо стараться создать здоровое, счастливое, уверенное в себе общество, которое не воспринимало бы коммунистических идей. Политика сдерживания рассматривалась Кеннане как средство предупреждения войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения.

И Черчилль, и Кеннан были единодушны в том, что именно США должны взять на себя главную роль в сдерживании СССР. Американское руководство не отказалось от такой роли. 12 марта 1946 г. президент Трумэн обратился с посланием к конгрессу США, в котором провозгласил доктрину сдерживания Советского Союза в связи с коммунистической угрозой, нависшей над странами Европы и Азии, в частности над Грецией и Турцией. Президент заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 млн долл. Трумэн определил содержание соперничества, что началось между США и СССР как конфликт между демократией и тоталитаризмом. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества к противостоянию.

5 июня 1947. государственный секретарь США Джордж Маршалл предложил странам Европы экономическую помощь для их возрождения. СССР оценил этот план как направлен на капиталистическое порабощение Европы Америкой и заставил восточноевропейские страны отказаться от участия в реализации плана Маршалла. В этих странах был ускорен процесс перехода власти в руки коммунистов. 1948 г. этот процесс в целом завершился. Для координации деятельности компартий Восточной Европы в сентябре 1947 г. было создано Информационное бюро (Коминформ). Советское руководство провозгласило о расколе мира на две непримиримые системы.

Коминформ, В условиях развертывания "холодной войны" и формирование двухполюсного мира советское руководство делало решительные шаги, направленные на консолидацию и взаимодействие коммунистического движения. В сентябре 1947г. в польском городе Шлярська Поремба (близ Варшавы) состоялось совещание девяти компартий Европы, на которой было основано Информационное бюро коммунистических партий Болгарии, Италии, Румыны, Польши, СССР, Чехословакии, Венгрии, Франции и Югославии (сокращенно - Коминформ). Целью новой международной структуры был провозглашен координацию и информационную деятельность компартий, но в действительности она превратилась в орудие введение в странах Центральной и Юго-Восточной Европы советской модели социализма. Зловещую роль Коминформ отыграл в спровоцированном Й.Сталиным конфликте между БКП(б) и КП Югославии. В июне 1948 г. на заседании Информбюро в Бухаресте в резолюции "О положении в КП Югославии" строго осуждалась позиция руководства югославских коммунистов. Кульминацией конфликта стала резолюция "КПЮ во власти убийц и шпионов", принятая на совещании Комінформу в Будапеште в ноябре 1949г" результатом которой было окончательное "отлучение" Югославии от социалистического лагеря. "Югославская поражение". Сталина заставила его несколько пересмотреть в своем догматизованому арсенале и привела к полной потери всякого интереса к Комінформу, которое фактически уже даже и не собиралось. На XX съезде КПСС было объявлено о прекращении деятельности Комінформу.

В апреле 1948 г. 16 западных стран подписали план Маршалла, по которому они должны были получить 17 млрд долл. помощи в течение четырех лет. Как предварительное условие для оказания помощи США поставили требование о выводе коммунистов из состава правительств. До 1948 г. в одном из правительств Западной Европы коммунистов уже не было. Раскол Европы стал реальностью.

План Маршалла. 5 июня 1947г. в речи перед студентами Гарвардского университета госсекретарь США генерал Джордж Маршалл изложил план оздоровления Европы. План Маршалла предусматривал использование экономических методов для достижения политических целей. Долларовые "инъекции" в экономику Европы имели целью финансовое и хозяйственное оздоровление и повышение жизненного уровня людей. Американская помощь предлагалась также социалистическим странам, в том числе СССР, но Советский Союз не только не принял План Маршалла, но и, грубо пренебрегая правами восточноевропейских стран, которые имели намерение его принять (например, Чехословакия), не позволил им это сделать" 16 западноевропейских стран - Великобритания, Франция, Австрия, Бельгия, Дания, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Турция, которые приняли План Маршала, в течение 1948-1951 гг. получили 17 млрд долл. Эти средства помогли восстановить западноевропейскую экономику на новой научной и технической основе, отвлечь опасность социальных потрясений. Вместе с тем План Маршалла способствовал консолидации Западной Европы под лидерством США, усилил их экономическое и военное влияние. В то же время американское присутствие в Европе ни в коей мере не ограничивала независимости или интересов той или иной западноевропейской страны.

Для укрепления военной мощи западных стран и координации их деятельности 10 европейских стран - Бельгия, Исландия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Италия, Великобритания, Франция, а также США и Канада создали военно-политический союз - Организацию Североатлантического договора (НАТО). 1952 г. в НАТО вошли Греция и Турция, 1955 г. - ФРГ. Вслед за НАТО появились и другие военно-политические организации: 1954 г. - Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), в которую вошли США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины, Пакистан; 1955 г. с участием Великобритании, Турции, Ирака, Пакистана и Ирана создан Багдадский пакт, 1959 г. был переименован в СЕНТО после выхода из него Ирака.

Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО; англ. South-East Asia Treaty Organization - SEATO)- военно-политический блок, созданный с целью сдерживания коммунистического влияния в Юго-СхіднійАзії. Оформлена договором, подписанным в Маниле (Филиппины) 8 сентября 1954 г. представителями Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Пакистана (в 1973г. вышел из организации), США, Таиланда, Филиппин, Франции (до 1974 г.). В сентябре 1975г. было принято решение о роспуске организации. В июне 1977г. СЕАТО прекратила существование.

Организация Центрального договора (СЕНТО; англ. Central Theaty Organization - CENTO; в 1958г. - Багдадский пакт) - военно-политический блок, направленный на сдерживание коммунистического влияния на Ближнем и Среднем Лестница Создан 1955г. в составе Великобритании, Турции, Ирака (вышел из организации в 1958г.), Ирана и Пакистана. После выхода из организации в марте 1979г. Ирана и Пакистана по инициативе правительства Турции СЕНТО прекратила существование в августе 1979г.

Страны Восточной Европы со своей стороны также продолжали укреплять свою сплоченность. 1 января 1949 г. Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия провозгласили создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы. В мае 1955 г. СССР и его союзники создали военно-политический союз - Организацию Варшавского договора (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и Советский Союз).

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) - межправительственная организация экономического сотрудничества стран социалистического лагеря. Создана в январе 1949г. по решению совещания представителей шести государств - Болгарии, Польши, Румынии, СССР, Венгрии, Чехословакии. В феврале 1949г. в СЭВ вступила Албания, которая с 1962г. не принимала участия в работе организации, а в 1968 г. заявила о выходе из нее. В СЭВ вошли ГДР (1950), Монголия (1962), Куба (1972), Вьетнам (1978). Поддерживала отношения с более чем 60 международными организациями, с 1974г. имела статус наблюдателя в ООН. Основные органы: Сессия (высший орган), Исполнительный комитет, комитеты и постоянные комиссии, Секретариат. Прекратила существование в июне 1991 г.

Организация Варшавского договора (ОВД) - военно-политический союз европейских государств с коммунистическими режимами (1955 - 1991). Созданный на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, заключенного в Варшаве 14 мая 1955г. Албанией, Болгарией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Венгрией и Чехословакией. 31962р. Албания не участвовала в работе органов ОВД, а в 1968г, денонсировала Варшавский договор. Создана в противовес НАТО Организация ставила целью обеспечение безопасности стран - участниц ОВД и поддержание мира в Европе, обязывалась уважать независимость, суверенитет и не вмешиваться во внутренние дела друг друга и других государств. Однако уже в 1956г. войска ОВД приняли активное участие в подавлении Венгерской революции, а в 1968 г,- в насильственном возвращении тоталитарного режима в Чехословакии. Государства - участники ОВД создали Объединенное командование вооруженных сил, которое вместе с Военным советом и штабом управляло деятельностью Объединенных вооруженных сил. Высший орган ОВД - Политический консультативный комитет. Договор заключался на 20 лет с автоматическим продлением на последующие 10 лет для тех государств, которые не денонсируют его за год до истечения этого срока. В апреле 1985 г. государства - участники ОВД подписали протокол о продлении действия договора еще на 20 лет. Однако политические преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в конце 80-х годов привели к роспуску ОВД (с июля 1991 г.).

Противостояние СССР и США, двух военно-политических группировок, происходило в условиях наращиванию их военного потенциала, в частности ядерного оружия. Испытания Советским Союзом атомной бомбы в 1949 г., а в 1952 г. водородной бомбы свидетельствовало о том, что военно-политическое соперничество приобрело новый характер: монополия США в этой сфере была ликвидирована.

Первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками возникла в связи с расколом Германии, в частности вследствие советской блокады Берлина в 1948 г. Перекрыв транспортные связи Берлина с западными секторами оккупации, СССР в течение 10 месяцев заставлял западные страны осуществлять снабжение своих войск в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина с помощью авиации. Наиболее драматично развивались отношения между СССР и США в связи с корейской войной. В июне 1950 г. войска Северной Кореи перешли демаркационную линию по 38-й параллели и начали продвигаться на юг. Войска США под флагом ООН оказали помощь Южной Корее. На стороне КНДР в войне участвовали китайские добровольцы и советские военные советники. Корейская война продолжалась с переменным успехом до 1953 года. и закончилась расколом Кореи на две страны. В Юго-Восточной Азии в послевоенные годы ситуация приобрела угрожающий характер. Здесь коммунисты Северного Вьетнама при поддержке СССР и КНР вели кровопролитную войну против французских колонизаторов, которые в 1954 г. потерпели поражение, и Франция была вынуждена покинуть территорию Индокитая.

Соперничество СССР и США приобрело глобального характера. Дипломатическая, пропагандистская и внешнеполитическая деятельность двух государств были подчинены политике с позиции силы. Но это противостояние не переросло в непосредственную войну между ними. Именно это давало основание называть этот период "холодной войной". Оба государства готовились к "горячей войны", рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах мира, наращивали до неоправданных масштабов военные арсеналы, но ни разу не использовали их друг против друга. Это объясняется тем, что изначально ни одна из них такой войны не желала. Когда же конфронтация стала фактом, то ни первая, ни вторая государство не была уверена в своей победе в случае возникновения новой войны. Непередбачу-ность последствий новой войны, даже с изобретением межконтинентальных ракет, подталкивала обе страны к совершенствованию систем вооружений в надежде добиться каких-то односторонних преимуществ.

"Холодная война" втянула в себя всю планету. Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал биполярным. "Холодная война" непосильной ношей легла на экономику ее участников. Распад СССР 21 декабря 1991 г. в значительной степени стал следствием подрыва советской экономики соревнованием в "холодной войне".

>> Истоки «Холодной Войны» и создание военно-политических блоков

Глава V.

«Холодная Война»: Причины и следствия

Обострение отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции привело к расколу мира на две противостоящие друг другу военно-блоковые системы. Это противостояние, длившееся более четырех десятилетий, не только определяло состояние международных отношений, но и оказывало непосредственное влияние на характер социально-экономического и общественно-политического развития большинства стран мира.

§ 17. Истоки «Холодной Войны» и создание военно-политических блоков

С точки зрения объективных интересов народов и государств, «холодная война» не была выгодна никому. Большая часть Европы лежала в руинах, восстановление ее экономики, равно как и народного хозяйства СССР, требовало условий мира и сотрудничества. Единственной державой, усилившейся в годы войны, были США. Национальный доход этой страны возрос с 64 млрд. долл. в 1938 г. до 160 млрд. в 1944 г. На долю США приходилось 60% мирового промышленного производства , до 80% мирового золотого запаса. Но и США также ничего не выигрывали от разрыва отношений сотрудничества с СССР. Предотвратить спад производства после свертывания военных заказов США могли лишь при полной реализации принципа свободы торговли, что было невозможно в условиях «холодной войны ».

Послевоенный мир и причины «холодной войны».

Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антифашистской коалиции к противостоянию между ними произошел не сразу.

Важнейшей причиной обострения отношений между СССР и США было отсутствие взаимного доверия. Для И.В. Сталина, особенно после нападения Германии на СССР, была свойственна крайняя подозрительность в отношении намерений лидеров зарубежных государств. Эта подозрительность подкреплялась теоретическими умозаключениями 1920- 1930-х гг. о неизбежности фашизации стран буржуазной демократии.

Руководство СССР стремилось окружить его территорию поясом дружественных ему государств, управляемых коммунистами. Это воспринималось в США и Великобритании как агрессивная политика, нарушающая принцип свободы народов на выбор собственного пути развития. Лидеры стран Запада полагали, что успехи коммунистов не могли быть продуктом свободного выражения народами их воли, особенно в странах, на территориях которых находились советские войска. С точки зрения руководства СССР, напротив, любой иной выбор, кроме как в пользу коммунистических партий, мог быть только продуктом диктата, внешнего воздействия.

Крайне негативную реакцию СССР вызвали осенью 1945 г. требования дипломатии Запада об изменении состава правительств Болгарии и Румынии на том основании, что в них представлены только коммунисты. В Москве сочли, что Запад намерен восстановить барьер недружественных СССР государств, отделяющих его от Западной Европы, способных стать плацдармом нападения на него.

Первое прямое столкновение произошло в связи с политикой СССР в Иране. Советский Союз затянул вывод своих войск из Северного Ирана. В декабре 1945 г. на территории, занимаемой советскими войсками, в иранском Азербайджане и Курдистане, были сформированы органы власти, провозгласившие автономию и начавшие осуществлять земельную реформу. Страны Запада сочли это нарушением обязательств, принятых союзниками в Тегеране в 1943 г. об уважении территориальной целостности Ирана, потребовали незамедлительного вывода войск из этой страны.

Вопрос об Иране был поставлен в ООН . Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений угроза применить, в случае военного решения конфликта, ядерное оружие. Столь болезненная реакция объяснялась опасениями, что СССР поставит под контроль нефтяные богатства Ирана. После вывода советских войск правительство Ирана по совету англичан не только ликвидировало автономии, но и расторгло ранее подписанный им договор об аренде Советским Союзом ряда нефтяных месторождений сроком на 50 лет.

В феврале 1946 г. поверенный в делах США в Москве Дж. Кеннан направил в Вашингтон так называемую «длинную телеграмму», в которой доказывал невозможность сохранения с СССР отношений какого-либо сотрудничества. Еще более откровенно высказался пользующийся большим политическим влиянием бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Во время своего визита в США в марте 1946 г., выступая в городе Фултон, он обвинил СССР в фактическом захвате Восточной Европы, оказавшейся отделенной от Запада «железным занавесом», призвал к укреплению англо-американского альянса.

Еще более серьезные трения между бывшими союзниками возникли в связи с конфликтом вокруг Турции и гражданской войной в Греции.

Осенью 1946 г. СССР предъявил ультимативно сформулированные требования к Турции о пересмотре порядка использования черноморских проливов и совместной их обороне, включая размещение советских войск в районе Константинополя. Это было понято в странах Запада как дипломатическая подготовка СССР к нападению на Турцию и захвату проливов.

В конце 1946 г. резко обострилась обстановка в Греции. В этой стране при помощи английских войск была восстановлена монархия. Коммунисты, сохранившие со времен войны вооруженные отряды, отказались принять участие в парламентских выборах, начали вооруженную борьбу за власть. При этом помощь им оказывалась с территории Югославии и Болгарии, где у власти находились коммунистические партии, согласовывавшие свою политику с СССР. Рассмотрение конфликта в Совете безопасности ООН не дало никаких результатов, поскольку СССР воспротивился введению санкций против своих балканских союзников.

В этих условиях Великобритания, считавшая себя ответственной за поддержку союзной ей монархии в Греции, обратилась за помощью к США. В марте 1947 г. конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение средств и посылку военного персонала в Грецию и Турцию для их защиты от коммунистической агрессии. В послании президента США, получившем название «доктрины Трумэна», сдерживание СССР и союзных ему политических сил от захвата новых территорий было определено как жизненно важное для обеспечения безопасности и интересов самих США. Комитет начальников штабов США приступил к разработке сценариев войны против СССР с массированным применением ядерного оружия.

«План Маршалла» и раскол Европы.

Правящие круги США, учитывая опыт последствий первой мировой войны, прекрасно понимали, что главная угроза стабильности в Европе исходит не от СССР, а от остроты проблем послевоенного восстановления экономики государств, пострадавших от войны. Так, в Италии к 1946 г. уровень промышленного производства составлял 50% , аграрного - 60% довоенного уровня. Заводы простаивали из-за отсутствия сырья, в стране насчитывалось около двух млн. безработных и трех млн. бездомных, система денежного обращения была полностью подорвана. Не намного лучшим было положение в Великобритании и Франции. Так, в Англии карточная система распределения продуктов была полностью отменена лишь в 1954 г. Во Франции норма выдачи хлеба в 1947 г. была ниже, чем при немецкой оккупации.

Восстановление демократии в странах, освободившихся от фашизма, восстановление политических партий принесли наибольшие выгоды коммунистам и социалистам, которые во время оккупации продолжали работать нелегально, в подполье. Так, на первых послевоенных выборах во Франции и Италии коммунисты получили до трети голосов избирателей. Вместе с социалистами они оказывали решающее воздействие на политику сложившихся коалиционных правительств. В Италии под давлением левых сил была ликвидирована монархия. Во Франции была проведена национализация ведущих отраслей промышленности. Государство взяло под контроль весь энергетический комплекс, авиационную промышленность, половину автомобильной промышленности. Делались попытки перехода к плановому развитию экономики, однако это не вело к улучшению экономического положения.

В этих условиях в июне 1947 г. государственный секретарь США А. Маршалл выдвинул идею помощи странам Европы в преодолении последствий войны. Предполагалось, что страны, принимающие помощь, представят данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств. На основании этих данных конгресс США принимал решение о выделении помощи, распределением которой занимался специальный комитет под руководством американского администратора. «План Маршалла» должен был, с одной стороны, помочь европейцам преодолеть последствия войны, а с другой, позволить США избавиться от переизбытка капиталов, создать платежеспособные рынки сбыта своей продукции.

И.В. Сталин и его окружение крайне негативно отнеслись к «плану Маршалла», который был расценен как попытка поставить под контроль США экономическую, а затем и политическую жизнь «маршаллизированных» стран. Опасаясь подрыва влияния СССР в Восточной Европе, руководство Советского Союза использовало все рычаги влияния на зарубежные правящие и неправящие коммунистические партии, добиваясь от них участия в разоблачении американского проекта.

Вместо распущенного Коминтерна осенью 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ). Это был орган политического и идеологического руководства Москвы правящими коммунистическими и рабочими партиями стран Восточной Европы, контроля над неправящими партиями (из них в Коминформ вошли компартии Италии и Франции).

Поддержав лозунг Коминформа о защите экономической самостоятельности своих стран, явно неспособных собственными силами преодолеть послевоенную разруху, коммунисты Франции и Италии поставили себя в положение политической изоляции, вынуждены были выйти из правительств. Трудящиеся Западной Европы не поняли, почему во имя абстрактной самостоятельности необходимо отклонять проект, создающий новые рабочие места, повышающий уровень жизни.

В странах Восточной Европы отношение к «плану Маршалла» стало основой размежевания политических сил, раскола в коалиционных правительствах. Возникшие политические кризисы завершились установлением так называемых народно-демократических режимов, провозгласивших своей целью строительство социализма.

Раскол Европы на две группы государств, с одной стороны, сделавших выбор в пользу «плана Маршалла» и сближения с США, с другой, оказавшихся в орбите влияния СССР, имел далеко идущие последствия. На европейском континенте, а затем и в мировом масштабе начали складываться два противостоящие друг другу союза. Их центрами выступали две крупнейшие державы - США и СССР.

Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе.

Формирование системы союзов в Европе ускорил конфликт между СССР и США, непосредственно поставивший эти страны на грань прямого военного столкновения. Этот конфликт был связан с нерешенностью германского вопроса.
После победы территория Германии и ее столицы Берлина была поделена на зоны оккупации США, Англии, Франции и СССР. В условиях обострения отношений между этими державами создание единого демократического германского государства стало невозможным. Каждая из сторон опасалась, что ресурсы и потенциал Германии окажутся под контролем противника в «холодной войне». На территории Германии началось формирование двух германских государств.

В 1948 г. страны Запада совместно с демократически избранными, на уровне земель, германскими властями активизировали меры по восстановлению экономики Германии в своих зонах оккупации. В частности, для стабилизации валюты ими была проведена денежная реформа. СССР использовал это как предлог, чтобы закрыть границу между зонами оккупации - для предотвращения затопления советской зоны, Восточной Германии, обесцененной старой валютой. Западный Берлин тоже подвергся блокаде, хотя его жители зависели от поставок продовольствия.

Для руководства СССР сложившаяся ситуация казалась выигрышной для достижения выгодного для себя компромисса по германскому вопросу, но США категорически исключили какие-либо переговоры.

Блокада была прорвана военно-транспортными самолетами США, установившими воздушный мост между западными зонами оккупации и Западным Берлином. При этом командование войск США в Германии не исключало возникновения прямого военного конфликта. С учетом того, что СССР имел превосходство в сухопутных силах, на базах США в Великобритании были развернуты бомбардировщики - носители ядерного оружия.

Берлинский кризис стал прологом к замораживанию вопроса о единстве Германии более чем на четыре десятилетия.

В 1949 г. были созданы два германских государства: Западная (ФРГ) и Восточная (ГДР) Германия, территория которых стала основной ареной противостояния войск США и СССР в Европе.

В 1948 г. ускоренными темпами шло формирование военных союзов. Советский Союз заключил договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с большинством восточноевропейских стран.

Западноевропейские государства - Англия, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург создали новую военную организацию - «Западный союз». В январе 1949 г. СССР и большинство стран Восточной Европы декларировали заключение экономического союза - Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Со своей стороны, страны Запада 4 апреля 1949 г. сформировали военно-политическую организацию «Северо-Атлантического договора» (НАТО). Ее учредителями были США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия. Договор о создании НАТО был дополнен договорами о взаимопомощи между ее чле-нами. Затем, в 1952 г., к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - Западная Германия (ФРГ). Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. стало создание «Организации Варшавского договора» (ОВД) - военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточ-ной Европы. *

«Холодная война» в Азии.

Ареной «холодной войны» стала не только Европа, но и Азия.

В ходе войны с Японией советские войска заняли территории Маньчжурии и Северной Кореи. В 1946 г. контроль над Маньчжурией, захваченное трофейное японское оружие были переданы китайским коммунистам, что значительно укрепило их позиции.

В Китае уже с конца 1920-х гг. существовали два государства и два правительства. Национальное правительство, возглавляемое Чан Кайши, в 1946 г. контролировало 70% территории страны и было признано большинством стран мира, представлено в Совете Безопасности ООН. Китайские коммунисты, опирающиеся на поддержку СССР, на территории районов, названных ими освобожденными, создали свою систему законов, ввели собственную денежную единицу, проводили реформы, ведущие к утверждению уравнительного землепользования.

Война между «двумя Китаями» возобновилась сразу после разгрома Японии. Попытки их примирения, предпринимавшиеся в 1945-1947 гг., не привели ни к каким результатам. К концу 1949 г., несмотря на оказание поддержки режиму Чан Кайши со стороны США, гражданская война в Китае завершилась победой коммунистов. Между СССР и Китаем был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Остатки антикоммунистических сил под командованием Чан Кайши под прикрытием военно-морских сил США эвакуировались на остров Тайвань.

Превращение СССР в сверхдержаву, контролирующую, как считали в Вашингтоне, не только Восточную Европу, но и Китай с его многосотмиллионным населением, проведение СССР в 1949 г. испытаний атомной бомбы, что лишило США ядерной монополии» вызвали в Вашингтоне панические настроения. В оценке международной ситуации у правящих кругов США сложилось убеждение, что дальнейшее расширение границ социалистического лагеря, контролирующегося СССР, приведет к необратимому изменению соотношения сил в мире в его пользу.

В условиях возникшего военного противостояния США и СССР в Азии подписание единого мирного договора бывших союзников с Японией оказалось невозможным. В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско США и союзные им страны подписали с Японией мирный договор, не запрещавший ей вступать в военные союзы и не ограничивавший ее вооруженные силы. Одновременно с мирным договором США подписали с Японией «договор безопасности ». Согласно этому договору, США получали право сохранить военные базы в Японии, одновременно гарантируя защиту ее территории и стабильность институтов демократии. Япония отказалась от своих бывших замор-ских владений, в том числе Курильских островов и Южного Сахалина. Однако, поскольку СССР в знак протеста против японо-американского военного союза не подписал мирный договор, в него не был включен пункт о признании указанных территорий частью СССР.

Таким образом, начавшаяся «холодная война» не дала возможности четко зафиксировать итоги второй мировой войны, что в последующие десятилетия стало источником дополнительных трений на международной арене.

Документы и материалы

Изтелеграммы поверенного в делах США в Москве Дж. Кеннана в Государственный департамент США от 22 февраля 1946 г.:

«Мы можем сказать, что имеем дело с политической силой, фанатически верящей в невозможность постоянного модус вивенди с Соединенными Штатами, считающей желательным и необходимым разрушение внутренней гармонии нашего общества, подрыв нашего традиционного образа жизни, развала международного авторитета нашего государства во имя обеспечения советской власти. Эта политическая сила полностью кон-тролирует энергию одного из величайших народов мира и ресурсы богатейшей национальной территории, и ее влекут глубокие и мощные течения русского национализма. Кроме того, она обладает искусным и обширным аппаратом, исключительно искусным и ловким, руководимым людьми, чей опыт и умение в подпольных методах, по-видимому, не имеют ничего равного в истории Наконец, эта сила в своей исходной реакции не под-вержена реалистическим соображениям <...> Вопрос о том, как противодействовать этой силе, представляет самую большую задачу, с какой сталкивалась когда-либо наша демократия» (Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 5. С. 393.)

«Стороны в настоящем договоре подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами Они полны решимости обеспечить свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанную на принципах демократии, свободы личности и господства права <...>

Стороны обязуются содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, путем лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и путем содействия достижению стабильности и благосостояния. Они будут стремиться устранять конфликты и противоречия в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между всеми ими <...>

Стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение против одной или нескольких сторон в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех их; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуального и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддерживать безопасность района в северной части Атлантического океана <...>

По единодушному согласию стороны могут пригласить любое другое европейское государство, способное следовать принципам настоящего договора и содействовать безопасности в северной части Атлантического океана, присоединиться к настоящему договору.» (Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т 5. С. 422-424.)

«Договаривающиеся стороны:
вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе, учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза» с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе, руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи <. .>

В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств-участников договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство-участник договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы». (Антология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 5. С. 445-447.)

Вопросы и задания

  • 4. Общие процессы развития социалистического и рабочего движения в странах Европы и Америки.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.
  • 6. Франко-германская война 1870-1871 годов. Причины войны, повод к войне. Ход военных действий. Этапы, характер, итоги войны.
  • II этап: От образования Третьей республики до окончания войны.
  • 7. Причины, ход и итоги восстания 18 марта 1871 года в Париже. Выборы в Совет Парижской Коммуны, ее социальный и политический состав.
  • 8. Характеристика политики Совета Парижской Коммуны.
  • 9. Разгром Парижской коммуны. Ее историческое значение.
  • 10. Борьба за Республику во Франции в 1871-79 гг. Конституция 1875 года, ее характеристика.
  • 11. Умеренные республиканцы и радикалы у власти во Франции. Характеристика внутренней политики.
  • 12. Политические кризисы Третьей Республики в 80-90-е гг. XIX века: буланжизм, Панамская афера, Дело Дрейфуса и их последствия.
  • 13. Рабочее и социалистическое движение во Франции в 1871-1914 гг.
  • 14. Особенности экономического развития Франции в 1871-1914 гг.
  • 15. Колониальная система Франции в последней трети XIX – начале xXв.
  • 16. Политический строй и государственное устройство Германии после завершения объединения страны. Основные политические партии Германии.
  • 17. Характеристика внутренней политики Бисмарка (1871-1890 гг.)
  • 18. Характеристика внутренней политики канцлеров Германии в 1890-1914 гг.
  • 19. Рабочее и социалистическое движение в Германии в 1871-1914 гг.
  • 20. Германский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 21. Особенности экономического развития Германии в 1871-1914 гг.
  • 22. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 70-80 – е гг. XIX века.
  • 23. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 90-е годы XIX века – начале XX века.
  • 24. Рабочее и социалистическое движение в Великобритании в 1871-1914 гг.
  • 25. Британская колониальная империя в 1870-1914 гг.
  • 26. Особенности экономического развития Великобритании в 1870-1914 гг.
  • 27. Термидор: изменения в партийной и избирательной системе сша в последней трети XIX века.
  • 28. Радикализм и либерализм как оппозиция власти в сша в последней трети XIX – начале XX века.
  • 29. Идеология и практика республиканской и демократической партии в сша в последней трети XIX века.
  • 30. Прогрессивная эра в сша.
  • 31. Колониальная политика сша в 1877-1914 гг.
  • 32. Особенности экономического развития сша в 1877-1914 гг.
  • 33. Политический строй и государственное устройство Италии после завершения объединения страны. Особенности социально-экономической политики “правой” и “левой”.
  • 34. Отличительные особенности внутренней политики премьер-министров Италии Криспи и Джолитти.
  • 35. Рабочее и социалистическое движение в Италии в 1870-1914 гг.
  • 36. Итальянский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 37. Особенности экономического развития Италии в 1870-1914 гг.
  • 38. Причины Первой Мировой войны. Повод к войне. Характер войны. Военные и территориальные планы сторон.
  • 39. Первая мировая война: ход военных действий в 1914-1915 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 40. Первая мировая война: ход военных действий в 1916-1918 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 41. Проблемы Первой мировой войны в отечественной историографии.
  • 42. Деятельность II Интернационала.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.

    В последней трети ХIХ века международная нестабильность усилилась. Создание Германской империи (1871 г.), продемонстрировала свою мощь победой над Францией, существенно изменило ситуацию на европейском континенте. В дальнейшем внешняя политика германского правительства была направлена на достижение доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за свое поражение, немецкий канцлер О. фон Бисмарк попытался найти надежных союзников. В 1873 г. ему удалось создать Союз трех императоров - Германии, Австро-Венгрии и России. Но этот союз оказался не слишком надежным, поскольку Россия выступила в поддержку Франции. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Германию к дальнейшему сближению с Австро-Венгрией. Хотя Бисмарку и не удалось склонить австрийское правительство к поддержке Германии против Франции, но все же в 1879 г. между Германией и Австро-Венгрией был подписан секретный союзный договор о совместной обороне против нападения России. Впоследствии к этой коалиции удалось привлечь и Италию, у которой были серьезные противоречия с Францией через контроль над Северной Африкой. 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали Тройственный союз, направленный против Франции и России (просуществовал до 1915 г.). Германия пыталась привлечь к участию в союзе и Англию, но эти попытки оказались тщетными. Несмотря на острые колониальные противоречия с Францией и Россией, Англия оставалась верной политике «блестящей изоляции» - не хотела связывать себя долгосрочными договорами с одной из европейских государств.

    Таким образом, возникновение Тройственного союза положило начало расколу Европы на группировки, враждовавшие между собой.

    Усиление англо-немецких противоречий

    После коронации нового императора Германии Вильгельма II (1888 г.) и отставки Бисмарка (1890 г.) Германия стала еще активнее бороться за свое место под солнцем, делать более решительные шаги в политике. Усиливается ее экономическая и военная мощь, начинается строительство мощного флота. Правящие круги Германии стали на путь коренного передела мира в свою пользу.

    Это встревожило правительство Великобритании - крупнейшей колониальной империи того времени. Лондон в коем случае не хотел допустить передела колоний. Кроме того, Великобритания слишком зависела от морской торговли и считала свой флот важнейшей гарантией выживания. Поэтому усиление германского флота создавало реальную угрозу морской гегемонии англичан. И хотя до конца ХIХ века правительство Великобритании продолжал придерживаться принципа «блестящей изоляции», политическая ситуация в Европе, усложнялась, подталкивала Лондон поисков надежных союзников против Германии.

    Создание Антанты

    В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

    В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. - секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

    Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.

    Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

    Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

    С целью окончательного определения места России в системе европейских союзов необходимо было урегулировать отношения с партнером Франции - Великобританией. В 1907 г. после длительных переговоров при содействии Франции удалось заключить англо-русское соглашение о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. Это соглашение открыло возможность сотрудничества России и Великобритании против Германии. Англо-русский соглашение 1907 г. завершила формирование нового военно-политического блока, который вошел в историю как Антанта.

    Итак, перегруппировки сил в Европе в основном завершилась. Европа окончательно раскололась на два противостоящих между собой военные блоки.

    Борьба за доминирование в послевоенном мире, стремление к расширению сфер влияния и оформившийся в конце 40-х гг., раскол на «капиталистический мир» и «социалистический лагерь» сопровождался поиском потенциальных союзников и завершился оформлением двух противостоящих друг другу военно-политических блоков, возникших на развалинах антигитлеровской коалиции. 4 апреля 1949 года представители 12 государств (Англии, Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Люксембург, Канады, Норвегии, Португалии, США, Франции) подписали в Вашингтоне (США) Договор о создании Североатлантического пакта – военно-политического союза НАТО. Создание НАТО предусматривало объединение усилий стран-участниц «укреплении собственных институтов» обороны; взаимопомощь в случае войны или угрозы коммунистического поворота. На основании этого и ряда последующих соглашений США со странами НАТО американские войска могли быть размещены в любой стране этого блока.

    После того, как в мае 1955 года ФРГ приняли в НАТО и западные немцы получили разрешение на создание 500 тыс. армии (бундесвера), а средства массовой информации развитых европейских капиталистических стран приступили к обсуждению создания «единой евроармии», страны «социалистического лагеря» созвали конференцию в Варшаве (Польша). 14 мая 1955 года делегации Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии подписали документы о создании Организации Варшавского Договора (ОВД). По условиям договоренности в Варшаве советские войска были размещены в Центральной и Юго-Восточной Европе. Противостояние военно-политических блоков – НАТО и ОВД – является одним из основных признаков «Холодной войны» не только в Европе, но и в других регионах мира.

    Доктрина Трумэна

    Термин "доктрина" происходит от латинского выражения «главный основополагающий теоретический или политический принцип Доктрина Трумэна» была изложена президентом США 12 марта 1947 года на объединенном заседании обеих палат конгресса США. Сославшись на коммунистическую опасность, нависшую над Грецией и Турцией, Г.Трумэн призвал конгресс в интересах «национальной безопасности США» ассигновать в срочном порядке 400 млн. долларов на оказание помощи греческому и турецкому правительствам.

    Выдвинутая Трумэном программа была закреплена законом от 15 мая 1947 г., в соответствии с которым были подписаны американо-греческое и американо-турецкое (20 июня и 12 июля) соглашения, определившие условия предоставления американской помощи этим странам и предусматривающие создание в Греции и Турции американских миссий, с наделением их широкими полномочиями по контролю за ее использованием.

    «Доктрина Трумэна» явилась первым официальным развернутым изложением стратегии «сдерживания коммунизма», политики объединения сил всех капиталистических стран под эгидой для борьбы против складывающейся мировой системы социализма. Региональный характер «доктрины Трумэна» не явился препятствием для ее универсального толкования и глобального применения.

    Война во Вьетнаме.

    После войны (1946-1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска

    Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зе­ландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

    В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

    Основные обязательства участников блоков заключались во вза­имной помощи друг другу в случае нападения на одно из госу­дарств-союзников. Главное военное противостояние развернулось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоков выражалась, прежде всего, в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии проти­востояния блоков. Особенно значительные силы сторон были со­средоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.

    «Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко­торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.

    Периоды «холодной войны» И международные кризисы.

    В «хо­лодной войне» выделяют два периода. Период 1946-1963 П. ха­рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кри­зиса в начале 60-х гг. хх в. Это период создания военно-полити­ческих блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух соци­ально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946-1954), подавление СССР вос­стания в Венгрии в 1956 Г., Суэцкий кризис 1956 Г., Берлинский кризис 1961 г. и Караибский кризис 1962 г.


    Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбь­енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

    США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а B 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти­занами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществ­ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со­противления ширилось. Американцы и их местные подручные не­сли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство - Социалисти­ческая Республика Вьетнам.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!