Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям. Ребенок боится развода родителей или их смерти, почему? Ребенок 7 лет боится смерти

Тревога и страх - одни из наиболее распространенных реакций в детском возрасте, такие же как удивление, радость или грусть. Все это важные эмоциональные проявления психической жизни каждого человека. Но, у детей порой возникают страхи, не всегда понятные взрослым.

Например, многие боятся, что родители умрут или разойдутся. Такая тревожность зависит от врожденного инстинкта самосохранения (без него младенец просто не смог бы выжить). А, вот, жизненного опыта, который помог бы проанализировать ситуацию, у ребенка ещё нет.

Зато умудренные жизненным опытом взрослые часто «отмахиваются» от детских страхов, считая их надуманными и не серьезными. Неудивительно, что дети не только продолжают бояться, но их страхи усиливаются. Если не обращать внимание на это, не предпринимать никаких мер, все может кончиться хроническим нарушением сна и неврозом.

Если ребенок теперь боится развода родителей или их смерти, почему это происходит? С чем связаны эти страхи? Как исправить ситуацию? Приглашаю вас обсудить эту тему на страницах сайта «Популярно о здоровье»:

Почему дети боятся смерти родителей ?

Как правило, причиной появления такого страха является смерть кого-то из членов семьи. Таким способом неокрепшая детская психика пытается справиться, пережить сильное негативное потрясение. Продуктивным психологическим выходом из тяжелых эмоций является тревога о живых родителях. Так маленький человек подсознательно пытается справиться с утратой.

Ребенок боится одиночества, что останется один без помощи родных. Это нормальное переживание, присущее любому возрасту. Для каждого из нас жизненно необходимо присутствие рядом близкого человека, который сможет поддержать, подсказать, пожалеть и т.д. В детском возрасте эти желания обострены, вследствие отсутствия жизненного опыта.

Периодические проявления таких страхов - нормальное явление, если оно нет принимает болезненные, навязчивые формы. Ведь полное отсутствие опасения, что родители умрут, часто говорит о неблагополучии в семье, либо о низкой эмоциональной чувствительности, поверхностности чувств.

В частности, такое нередко наблюдается у детей, живущих в неполных семьях, а также у тех, чьи родители страдают алкоголизмом. Подобные страхи и переживания часто свойственны впечатлительным детям, с чувствительной психикой. А также тем, кто пережил смерть близкого человека.

Почему ребенок боится что его родители разведутся ?

Это также очень распространенная проблема. В ее основе лежит та же самая причина - ребенок боится одиночества, не чувствует себя достаточно защищенным со стороны родителей.

По мнению детских психологов, такие страхи часто испытывают дети, уже имеющие негативных опыт временной разлуки с матерью, когда они ощущали себя брошенными и беспомощными. Корни могут уходить в период младенчества, когда мама оставляла малыша одного, с опозданием реагировала на его призывы, плач и т.д.

Детский страх, что родители разведутся, может являться отражением сложного, напряженного периода в отношениях родителей. Например, если ребенок видит ссоры, скандалы, либо когда один из родителей на время уже уходил из семьи.

Что делать ?

Анализируя вышесказанное, можно констатировать, что ребенок воспринимает смерть или развод родителей, как угрозу личной безопасности. Для него огромный стресс остаться одному, без папы и мамы. Ведь тогда они перестают быть гарантией его безопасности.

Как мы уже говорили, такие переживания свойственны всем детям. Однако, если они возникают часто, если страхи очень сильны, нужно постараться оградить ребенка от любых стрессовых ситуаций, уделять ему больше внимания, любви и заботы. Не проявляйте вашего волнения по поводу его страхов. Он должен почувствовать в вас надежную, крепкую опору. Должен знать, что вы его не оставите, по какой-то причине.

Разговаривайте с ним чаще, не отмахивайтесь от его забот и тревог. Когда ребенок «проговаривает» свой страх, он постепенно избавляется от него.

Если умер близкий человек, либо мама с папой расстаются, расскажите ему об этом спокойно, без истерики и слез в голосе. Тревожные ожидания можно рассеять только терпеливым разъяснением и убеждением.

Страх потерять родителей можно устранить с помощью новых положительных впечатлений. Например, чаще всей семьей ходите на прогулки, в парк на аттракционы, выезжайте за город, посещайте бассейн и т.д. Откровенно разговаривайте со своим малышом, выражая при этом уверенность в стабильности, определенности и крепости отношений внутри вашей семьи.

Все это поможет ему справиться со страхом, постепенно сформирует комфортное ощущение безопасности и надежности.

Известно, что через рисунок дети выражают свои эмоции, ощущения, переживания. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом вместе положите рисунок в ящик, замкните ключом и скажите, что теперь ему нечего бояться, так как страх под замком и вы не дадите ему выйти снова. Другой вариант - вместе разорвите рисунок на кусочки и выбросьте.

Как мы уже упоминали в самом начале, страхи присущи всем детям. Обычно с возрастом большинство их проходит бесследно, но при условии, что в семье все в порядке. Если же самостоятельно справиться не получается, обратитесь к детскому психологу. Специалист обязательно поможет.

В раннем возрасте ребенок с помощью органов чувств активно познает окружающий мир. Но со временем его сознание развивается, и малыш начинает анализировать полученную информацию. Так он приходит к важному открытию - у всего есть конец. У ребенка возникает страх смерти. При этом он не только боится умереть сам, но и панически боится потерять близких людей. Боязнь смерти может проявляться как в открытом виде, так и лежать в основе других страхов (боязнь болезни, нападения, войны, темноты и пр.).

Почему и в каком возрасте дети начинают бояться смерти

В первые годы жизни такое понятие, как «смерть» не вызывает интереса ребенка. Все окружающие объекты он воспринимает постоянными. Но со временем малыш получает представления о времени, пространстве и приходит к осознанию того, что любая жизнь имеет начало и конец. Это открытие ошеломляет формирующееся сознание, и ребенок начинает очень переживать за себя и своих родных, появляется устойчивая боязнь.

У каждого малыша этот страх выражен в большей или меньшей степени. Причиной сильной боязни смерти зачастую является потеря одного из родителей или другого очень близкого человека. Кроме того, такой фобии нередко подвержены часто болеющие, излишне эмоциональные и впечатлительные малыши, а также ребята, которые воспитываются в неполной семье. Что касается половых различий, то девочки испытывают боязнь чаще, чем мальчики.

Конечно, есть дети, которые вообще не страшатся смерти. Часто причиной тому является то, что родители создают вокруг малыша искусственный мирок, оберегая его от малейших потрясений. Однако из таких ребят зачастую вырастают равнодушные эгоисты, которые не тревожатся ни за кого. Отсутствие переживаний по поводу смерти в то же время отмечается у детей хронических алкоголиков и обусловлено их низкой эмоциональной чувствительностью, неустойчивостью интересов и чувств.

Боязнь смерти не является отклонением, а, напротив, свидетельствует о нормальном развитии психики ребенка. Этот страх малышу предстоит осознать и пережить. Если же он не перерабатывается, а загоняется внутрь сознания, то мучает ребенка долгие годы, соединяясь с другими фобиями и мешая полноценному общению.

В пятилетнем возрасте для крохи становится потребностью ощущать себя. Боязнь утратить это состояние трансформируется в страх смерти. Именно поэтому многие дети боятся засыпать, а также видеть страшные сны. Во сне утрачивается самоощущение, что чем-то напоминает смерть. Завтрашний день для ребенка оказывается за горизонтом реальности.

Чуть позже (лет в шесть) мальчикам и девочкам иногда снится собственная смерть - во сне их съедает лев или крокодил, пресловутая Баба Яга хочет схватить и поджарить в своей печке.

Детская психика продолжает развиваться, и танатофобия (именно так в психологии называется страх смерти) становится более обобщенной: ребенок боится оказать в замкнутом пространстве, быть погребенным заживо, заболеть смертельной болезнью.

Часто страх смерти влечет за собой боязнь засыпать

Если одни ребята боятся умереть сами, стать «ничем», не понимают, зачем они родились на свет, если все равно придется умереть, то другие, наоборот, страшатся смерти своих близких, самих себя считая при этом неуязвимыми. Такие дети могут демонстративно заявлять, что никогда не умрут. Подобный максимализм может проявляться до подросткового возраста.

Вообще, что касается подростков, то многие из них склонны к магическому воображению. Сами себе они выдумывают символы смерти, таинственные знаки, роковые совпадения, рассказывают друг другу страшные истории про вампиров, призраков, Пиковую Даму, Черную руку и пр. Тревоги на тему смерти, как правило, проявляются у излишне впечатлительных и эмоциональных девочек и мальчиков.

Магическая тематика привлекает излишне впечатлительных школьников

Однако при патологической природе такого страха он может негативно сказываться на развитии личности, подрывать уверенность в себе, и тут уже не обойтись без вмешательства специалиста.

Отметим также, что страх смерти в детском возрасте может быть открытым (ребенок боится непосредственно смерти) либо скрытым (малыш опасается острых предметов, огня, высоты, подавиться едой и пр., что опять-таки может привести человека к смерти).

Как помочь ребенку справиться со страхом смерти

Страх смерти, как и любая детская фобия, со временем проходит либо притупляется. Конечно же, это происходит в том случае, если близкие люди чутко относятся к ребенку, интересуются его внутренним миром. Родителям следует ограждать излишне впечатлительного малыша от посещения похорон, однако при этом нужно периодически вспоминать умерших родственников, чтобы малыш понимал, что после смерти человек живет в памяти и в сердцах близких.

Недопустимо употребление фраз вроде «Не будешь слушаться, мама заболеет и умрет!». Таким образом, родители сами провоцируют у ребенка страх смерти одновременно с чувством вины.

К малышу, который переживает любой страх, нужно проявлять повышенную ласку, заботу и теплоту, потому что таким способом его нервная система подает сигнал о помощи. К детской фобии следует отнестись предельно спокойно, чтобы не усилить переживания ребенка. Родитель должен сделать вид, что нисколько не удивляется опасениям малыша.

Чтобы отвлечь ребенка от излишних переживаний, необходимо разнообразить его жизнь, наполнив ее новыми яркими красками: лишний раз посетить цирк или театр, парк аттракционов и пр., расширить круг знакомств малыша.

Многие родители имеют свои мелкие страхи (боязнь самолетов, пауков, собакгрозы и пр.): для блага ребенка нужно постараться преодолеть их. В то же время является серьезной ошибкой со стороны родителей стремление излишне опекать кроху, изолировать его от волнений окружающего мира.

Беседы с ребенком

Беседуя с сыном или дочерью на тему смерти, прежде всего, не нужно лукавить и уклоняться от четких ответов. При этом взрослые должны очень осторожно подбирать слова. Следует честно сказать малышу, что все люди без исключения когда-нибудь умрут, но произойдет это только в старости, смерти предшествует долгая счастливая жизнь.

Разговоры о смерти призваны не только объяснить ребенку ее естественную природу, но и научить его ценить жизнь. Малыш должен уяснить, что необходимое условие долгой и счастливой жизни - заботливое отношение к себе и бликим людям.

Если скончался кто-то из родных и знакомых ребенка, то следует сообщить ему об этом в предельно осторожной форме. Лучшим оправданием смерти в данном случае будет старость либо редкая болезнь (чтобы малыш не думал, что это может в любой момент случиться с ним или родителями). Не нужно говорить крохе, что человек уснул и не проснулся: это только повлечет за собой дополнительные страхи. Еще одна ошибка - объяснять, что человек уехал очень надолго и неизвестно, когда вернется. Ведь, в этом случае ребенок будет ждать, а потом обвинять тех, кто ему соврал.

Недопустимо со стороны родителей подшучивать над детским страхом, тем более нельзя обвинять ребенка в боязни. Малыш может замкнуться в себе и в будущем вообще ничего не расскажет взрослым.

Фразы вроде «Раз мы с папой не боимся смерти, то ты тоже должен быть смелым» для крохи ничего не значат. Не нужно подробно обсуждать с ребенком или в его присутствии чью-либо смерть или болезнь.

Презентация книги для детей шведской писательницы П. Стальфельт «Книга о смерти»

Отметим, что в верующих семьях дети реже испытывают страх смерти. Ведь, они верят, что по завершению земной жизни бессмертная душа попадает в рай (конечно же, если человек достойно прожил эту жизнь и не совершал плохих поступков). При этом родителям ни в коем случае не следует пугать сына или дочь адом, предупреждая, что он может попасть туда за непослушание и плохое поведение.

Метод сказкотерапии

Эффективным методом для преодоления разного рода страхов является сказкотерапия. Именно при помощи такой ненавязчивой формы дети побеждают свои проблемы, сомнения, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Так, например, во многих сказках Г.-Х. Андерсена затрагивается тема смерти, и это явление объясняется на доступном детскому пониманию уровне. Родители должны обязательно читать такие произведения своему ребенку.

В конце знаменитой сказки «Русалочка» главная героиня умирает - но не исчезает бесследно, а превращается в морскую пену, то есть продолжает существовать, но уже в совершенно другом, обновленном виде.

Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти; она видела ясное солнышко и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она могла видеть сквозь них белые паруса корабля и красные облака на небе; голос их звучал как музыка, но такая воздушная, что ничье человеческое ухо не могло расслышать ее, так же, как ничей человеческий глаз не мог видеть их самих. У них не было крыльев, и они носились по воздуху благодаря своей собственной легкости и воздушности. Русалочка увидала, что и у нее такое же тело, как у них, и что она все больше и больше отделяется от морской пены.

К кому я иду? - спросила она, поднимаясь на воздух, и ее голос звучал такою же дивною воздушною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.

К дочерям воздуха! - ответили ей воздушные создания. - У русалки нет бессмертной души, и она не может приобрести ее иначе как благодаря любви к ней человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут приобрести ее себе добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и приносим с собой людям исцеление и отраду. По прошествии же трехсот лет, во время которых мы творим посильное добро, мы получаем в награду бессмертную душу и можем принять участие в вечном блаженстве человека. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир; теперь ты сама можешь обрести бессмертную душу!

Г.-Х. Андерсен

Иллюстрация к концовке сказки Андерсена, где объясняется, что смерть это не конец существования

Тема смерти, бессмертной души человека затронута еще в одной сказке Андерсена – «Ангел». Там рассказывается, что когда умирает ребенок, то божий ангел спускается с неба, берет его на руки. Вместе они облетают все любимые места малыша, а по пути собирают цветы. На небе они расцветают, а Бог выбирает самый красивый цветочек, и дарит ему голос, чтобы тот смог присоединиться к блаженному хору. А умершему ребенку Господь дает крылья, и он становится еще одним ангелом.

В ту же самую минуту они очутились на небе у бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к своему сердцу умершее дитя - и у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними. Бог прижал к сердцу и все цветы, поцеловал же только бедный, увядший полевой цветок, и тот присоединил свой голос к хору ангелов, которые окружали бога; одни летали возле него, другие подальше, третьи еще дальше, и так до бесконечности, но все были равно блаженны. Все они пели - и малые, и большие, и доброе, только что умершее дитя, и бедный полевой цветочек, выброшенный на мостовую вместе с сором и хламом.

Г.-Х. Андерсен

В сказке «Девочка со спичками» в предновогодний вечер бедная малышка бредет по холодной темной улице. Босая, голодная и замерзшая, девочка боится вернуться домой - ведь, отец убьет ее за то, что она не продала сегодня ни одной спички. Она садится возле богатого дома и зажигает спички, чтобы согреться. Малышка видит на небе звездочки, одна из них вдруг начинает катиться по небу. Девочка вспоминает слова своей покойной бабушки о том, что падающая звезда означает, что чья-то душа идет к Богу. Перед замерзшим ребенком появляется ее любимая бабушка, и девочка просит, чтобы она забрала ее с собой.

И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, - так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!

Г.-Х. Андерсен

«Девочка со спичками» - короткий святочный рассказ Г.-Х. Андерсена

Помочь ребенку справиться с боязнью смерти помогут и современные терапевтические сказки, придуманные опытными психологами. Например, произведение Ирины Гавриловой «Капелька» объяснит малышу, что такое движение жизни в природе (переход из одного состояние в другое). По сюжету сказки однажды летним утром на одном цветочке появилась капелька росы. Она красиво переливалась, смеялась и звенела. Но солнце все сильнее согревало всех своими лучами, Капелька становилась меньше и, наконец, исчезла вовсе. Цветок очень расстроился: он подумал, что она умерла. Но на самом деле Капелька превратилась в пар (маленькое облачко) и поднялась на небо. Там было множество таких облачков, они тесно прижимались друг к другу, и в итоге появилась большая туча. Пошел дождь - облачка снова превратились в капельки. На земле капельки образовали ручеек, он долго бежал по земле, пока не влился в реку. Героиня чувствовала свою важность в общем деле, годилась собой. Затем солнце снова превратило ее в пар, и она с радостью повторила знакомый путь уже без всякого страха. Однажды Капелька неожиданно провалилась под землю. Там было много корней растений, один из них выпил ее, и героиня побежала по стеблю, превратившись в сок. Капелька гордилась тем, что она стала цветком. Когда настала осень, цветок завял, и капля воды снова вернулась в землю. Теперь она уже влилась в подземный ручеек, много путешествовала под землей. Через некоторое время героиня вновь очутилась на земле и превратилась в холодную снежинку. Снежинка стала частью сосульки. Весной Капелька растаяла и влилась в оттаявший ото льда ручеек, а затем в речку.

А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”

… И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!

И. Гаврилова

Иллюстрация к сказке И. Гавриловой

Эта замечательная познавательная сказка подводит ребенка к выводу, что не нужно бояться того, чего не знаешь. Другие капли, которые еще не успели поменять свое состояние, искренне считали, что героиня умерла, хотя их ждало то же самое превращение. Точно так же не нужно бояться смерти, рано или поздно это произойдет с каждым, просто кто-то умирает (переходит в другое состояние) раньше, а кто-то позже. После знакомства с историей Капельки к малышу должно прийти спокойствие и уверенность, что все, что происходит на свете, должно происходить, а смена состояний может приносить радость и удовлетворение.

Похожую сказку придумала психолог М. А. Антонова, только ее герой - уже солнечный луч. Ведь, солнце ежедневно отпускает на землю свои лучики, которые разбегаются по земле, а с наступлением темноты рассеиваются в воздухе. Один из них беспокоился по поводу того, что с ним станет. Он не понимал, как же он может исчезнуть без следа. Когда Луч попал на землю, то вначале он хотел сберечь себя, но затем заметил маленький нераскрывшийся цветочек. Он согрел его своим теплом, и цветок красиво расцвел. После этого Лучик увидел кошку и согрел ее после холодной ночи. Море же от солнечного света стало еще более ярким. Лучик понял, как многое он может сделать, его переполняло счастьем. И когда солнце уже заходило за горизонт, герой понял, то ему пора уходить. Но теперь он уже чувствовал только покой. Земля и ее жители наполнились его теплом, и Лучик не умер, а стал частью земли. А ночью, когда все уснуло, Лучик воспарил через облака и снова стал частью солнца.

Лучи, как и живые существа, рождаются с восходом солнца и умирают на закате

Эта сказка дает ребенку понять, как мудро устроена природа и все наше мироздание. Произведение учит малыша тому, что не только не нужно постоянно бояться смерти, но и следует жить, принося пользу другим.

Еще один вариант того, как можно объяснить ребенку понятие «смерть» представляет терапевтическая сказка «Волшебное предназначение Джина» (автор Гриза Т.А.). Действие происходит на далеком Востоке. В одном прекрасном городе в старинной лампе покоится волшебный Джин. Но раз в сто лет он просыпается и может исполнить три заветных желания человека. Никто из людей не знают, когда же пройдут эти сто лет, и потому периодически все подходят к лампе попытать чуда. И вот однажды повезло маленькому мальчику. Когда он потер лампу, из нее выплыло разноцветное облачко. Это был Джин, который исполнил три желания ребенка. После этого Джин стал менее ярким и выглядел уставшим. Он поблагодарил мальчика за то, что тот помнит о нем, сказал ему, что выполнил свое предназначение и должен отправиться на покой, чтобы через сто лет снова проснуться.

Таким образом, в данной волшебной истории понятие «смерть» ассоциируется с понятием «покой». Кроме того, поднимается тема памяти - Джин благодарен людям за то, что они не забывают его.

Художественная и игровая терапия

Родителей не должно пугать то, что тема смерти отражается в рисунках малыша. Это проявление нормальной работы психики, которая проигрывает ситуацию на бумаге, помогая тем самым преодолеть чувство внутренней тревоги.

Взрослым следует активно пользоваться методом арттерапии, чтобы выплеснуть страхи и напряжение сына или дочери. Ведь, большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать. Суть метода заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать свой страх смерти. Ребята в этом случае обычно изображают страшных монстров мрачных цветов с оружием, это также может быть, например, огонь. Малыш сам должен выбрать материалы для изображения: карандаши, краски, фломастеры. Хотя краски позволяют добиваться широких мазков. Кстати, здесь будут уместны и нетрадиционные методы рисования (например, кляксография). Когда рисунок будет готов, мама или папа расспрашивают ребенка о созданном образе, помогают ему наводящими вопросами. Причем, в данном случае лучше говорить следует как можно больше. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно расправиться с нарисованным страхом - порвать его в клочья, сжечь, закопать в землю либо запереть на замок в шкатулке. Подобную процедуру можно проводить многократно.

Рисование страха - хороший способ побороть его

Еще одно направление подобных занятий - ребенку предлагается развеселить свой страх. Злобному непонятному существу можно пририсовать яркие бантики, воздушные шарики, цветочки. Темному пятну можно нарисовать улыбку, смешную рожицу, поставить его на роликовые коньки.

Дети всегда лучше воспринимают совет или убеждения, если оно облечено в игровую форму. Так, например, часто боязнь смерти трансформируется у детей в кошмарные сны. Если это случается часто, то можно вместе с ребенком смастерить ему зонтик Оле-Лукойе. Обычный старый зонтик украшается яркими аппликациями из цветной бумаги или ткани, талисманами. Перед сном мама раскрывает возле кроватки ребенка волшебный зонт и убеждает, что страхи не доберутся до него.

Видео: 5 способов побороть страх

Психологи считают страх смерти одной из ключевых детских фобий. Эта тема рано проникает в сознание ребенка, ведь он наблюдает смену дня и ночи, времен года, сталкивается в окружающей среде с мертвыми живыми существами. Этот вопрос тем более актуален, если малыш пережил собственный печальный опыт - потерю близкого человека.

По мнению психолога М.Г. Дятловой трудности в преодолении боязни смерти у ребенка состоит в том, что взрослые часто в глубине души испытывают те же самые переживания. Многих людей приводит в оцепенение сама мысль о том, что все в мире тленно, и когда маленький сын или дочь начинают задавать вопросы о смерти, взрослые пугаются и не могут дать адекватного ответа, который бы удовлетворил и успокоил малыша.

Психолог-консультант Анна Арутюнян, которая специализируется на отношениях родителей и детей, полагает, что все виды детских страхов в какой-то мере связаны со страхом небытия. Взрослым замалчивать эту тему не нужно, ведь она является неотъемлемой частью самой жизни, затрагивает содержание телевизионного контента. Поскольку больше всего страшит то, что непонятно, родителям нужно рассказать ребенку о том, что каждое живое существо проходит обязательный цикл рождения, развития и умирания. Что касается формулировки «смерть - это вечный сон», то ее следует избегать, чтобы не вызвать у малыша проблемы с засыпанием.

Многие дети очень боятся, что умрут и мама и папа. В этом случае нужно объяснить крохе, что это произойдет не скоро, что впереди еще его ждет множество радостных событий.

Е. Сорокина, педагог-психолог высшей категории, называет страх смерти здоровым этапом развития детской психики. Это так же естественно для малыша, как боязнь потеряться или заболеть. И говорить с ребенком на эту тему следует предельно честно.

Видео по теме

Психолог Виктория Маркелова размышляет об отношении детей к теме смерти

Страх смерти - совершенно нормальный этап развития детской личности. Малышу рано или поздно придется столкнуться с этим явлением. Задача же родителей - проявить всю свою мудрость и тактичность, чтобы успокоить ребенка и правильно объяснить ему, что такое смерть (естественный процесс, являющийся частью самой жизни). По мере взросления сына или дочери эту тему сменят другие интересы. Если же сознание малыша не в состоянии принять смерть, и боязнь превращается в навязчивую фобию, то, конечно же, не следует откладывать визит к психологу.

Является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения "неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?", в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. "Он дыхнет - и все", - так он объяснял свой страх. Под словом "все" он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся "всего на свете", был беспомощным и одновременно заявлял: "Я - как мужчина". Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери - это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, "живущим за шкафом", - незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал "вредным", в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены "алкогольным небытием".

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он - эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: "Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел" (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), "Меня проглотил крокодил" (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: "Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать", - говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: "Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: "Сколько будет 2+2?" Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4". Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем - родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: "Лучше бы мне умереть", девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям - спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно "вычислен" из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь - задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами "без причин" повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу "зазвучали" другие страхи.

Во-вторых, он уже "исчез" как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: "Я вообще не люблю мальчиков!".

Вообще - это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя "мужчиной", зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как "эмансипированная" женщина развернула непримиримую борьбу за свое "женское достоинство", за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у "феминизированного" мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже "украли" активность, самостоятельность и мальчишеское "я". Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам - с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - "все или ничего". Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные "нарушения". Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и "уверенность наоборот" - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в "оздоровительный" санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

Период подросткового возраста является очень важным и ответственным этапом становления личности. В возрастной психологии промежуток между 11 и 16 годами жизни определяют как переходной от детства к взрослости и связывают с серьезной психологической перестройкой. На подростка оказывают влияние новые стресогенные факторы (половое созревание, повышение уровня социальных требований). Механизмы адаптации, сформировавшиеся в более раннем возрасте, перестают работать. Растет уровень тревожности. Развиваются различные страхи и фобии.

Психологи разделяют все страхи на три группы:

  • биологические (боязнь боли, опасных хищников, стихийных бедствий);
  • социальные (страх оценки, неудачи, страх быть непринятым в группе);
  • экзистенциальные (страх старения, смерти, изоляции, свободы).

Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. К 11–13 годам у детей происходит снижение выраженности биологических страхов и нарастание социальных и экзистенциональных. Такая тенденция является одним из признаков формирования самосознания у подростков.

Социальные страхи

В подростковом возрасте происходит становление системы Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества. Приобретаются навыки для установления отношений и выполнения социальных ролей в зрелом возрасте.

Возрастает чувствительность подростка к реакциям на него со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений. Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Пораженческое самоощущение может зафиксироваться в виде заикания. Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

Физиологические изменения, возникающие в пубертатный период, усиливают социальные страхи. Подросток может начать испытывать страх перед противоположным полом, опасения проявить свою несостоятельность при сексуальном общении. Страх полового акта может возникнуть не только из-за отсутствия опыта, но и из-за необходимости обнажаться, демонстрировать свое несовершенное тело. Именно в подростковом возрасте обычно развивается телесная дисморфобия - расстройство, при котором человек чрезмерно озабочен мнимым или незначительным дефектом своей внешности.

Процесс полового созревания и пробуждающаяся сексуальность также способствует развитию специфических фобий:

У юных девушек может развиться менофобия - страх менструаций и связанных с ними болевых ощущений, запахов, неловких ситуаций. может беспокоить не только девушек, но и юношей, начинающих половую жизнь.

Страх смерти у подростков

Впервые страх смерти возникает в 3–5 лет как симптом пробуждающегося самосознания. В подростковом возрасте окончательно оформляется способность оперировать абстрактными понятиями, формируется логика взрослого. Объяснения о феномене смерти, полученные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он полностью осознает неизбежность перспективы однажды умереть, исчезнуть.

Страх смерти может проявляться в повышенном интересе к данной теме, в ношении одежды и аксессуаров с соответствующей символикой (черепа, кресты). Ребенок может бороться с тревогой, глумясь над смертью, бросая ей вызов. Отсюда любовь к фильмам ужасов, увлечение компьютерными играми с обилием жестокости, тяга к экстремальным развлечениям. Безрассудно рискуя своей жизнью и здоровьем, ребенок пытается добиться ощущения превосходства над смертью, вернуть себе чувство контроля.

Коррекция фобий и страхов подростков

Работа с подростковыми фобиями имеет свою специфику. Хотя бы потому что подросток вместо того, чтобы попросить о помощи, старается тщательно скрыть причины своего беспокойства.

Страх перед своим телом

Страхи подростков, связанные с физиологическими изменениями в пубертатный период проще предупредить, чем бороться с их неприятными последствиями. В работе с данной проблемой поможет доскональное изучение предмета страха - предварительная подготовка ребенка к тем изменениям, которые произойдут у него в период полового созревания.

Девочкам нужно подробно объяснить, что такое менструация еще в 10 лет, так как у большинства месячные наступают в 11–12-летнем возрасте. Причем информация о физиологии беременности должна преподноситься в позитивном ключе - никаких красочных историй о невыносимой боли при месячных или родах. Девочка должна знать как снять болевой синдром при месячных, причем не только медикаментозными методами.

Мальчику нужно также заранее быть осведомленным о тех изменениях, которые будут с ним вскоре происходить. Например, нужно объяснить, что ночные поллюции - совершенно нормальное физиологическое явление и происходит со всеми.

Нужно предупредить ребенка, что вскоре у него появятся вторичные половые признаки. Что у девочек начнет расти грудь, станут шире бедра, у мальчиков увеличатся наружные половые органы. Объяснить, где будут расти волосы, и какими способами можно от них избавиться, как ухаживать за кожей и гениталиями. Если подросток почерпнет всю нужную информацию от родителей, а не от друзей или через СМИ, тогда никакой телесной дисморфобии можно не опасаться.

Желательно, чтобы разъяснительную беседу с подростком проводил родитель одного с ним пола или взрослый, которому ребенок симпатизирует. Важно уверить подростка, что стесняться изменений в теле не стоит и при любой проблеме он может обратиться за помощью к родителям.

Страх смерти у подростков: как помочь?

Если ребенок нужно выяснить, чего именно он опасается. Иногда простое озвучивание страхов снижает их интенсивность. Не исключено, что за боязнью смерти скрывается что-то другое.

Например, подростка тревожит не сама перспектива кончины, а тех обстоятельства, которые часто сопровождают уход из жизни. Они боятся сильной физической боли, изнурительной болезни, а также связанной с этим потери собственного достоинства. Особое место занимает боязнь потерять близких, за которой может скрываться психологическая зависимость от родителей и недостаток самостоятельности.

Чтобы подросток открылся, нужно самому быть готовым откровенно говорить о собственных чувствах и страхах, связанных со смертью. Если вы не ощущаете в себе сил открыто обсуждать данную тему, лучше обратиться за помощью к психологу.

Разгрузить психику также помогает арт-терапия. Методика построена на механизме сублимации, то есть перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества. Попросите ребенка изобразить на бумаге, что именно пугает его в смерти. А также проиллюстрировать ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Можно персонифицировать смерть: сделать для ребенка маску и попросить ребенка сыграть роль старухи с косой. Такое упражнение поможет преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное.

Постарайтесь объяснить ребенку, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Никто не знает наверняка - ни ученые, ни священники - что происходит, когда человек умирает. Никто даже не может со стопроцентной уверенностью предсказать, что произойдет в следующую минуту. В непредсказуемости жизни есть своя красота. Осознание быстротечности времени помогает прожить жизнь более полно и насыщенно, правильно расставить приоритеты, больше ценить важные взаимоотношения.

Помогают справиться танатофобией сеансы гипноза у практикующий специалистов, например у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича . Для снятия симптомов рекомендуем к прослушиванию аудиотранс:

Упражнения для коррекции социальных страхов

Дети расстраивают массу психической энергии в погоне за престижем, популярностью среди ровесников. Вдобавок сохраняется страх не оправдать ожидания родителей, учителей, не соответствовать роли хорошего ученика.

Лечение социальных страхов у подростков может вестись в нескольких направлениях:

  • когнитивная терапия;
  • улучшение навыков общения;
  • медикаментозная терапия.

Когнитивный подход

«Когнитивный» означает «относящийся к познанию, оперированию понятиями». Когнитивная терапия направлена на изменения восприятия людей и социальных ситуаций, повышение самооценки.

Социофобы зачастую уверены, что единственный выход избежать чувства стыда и страха - уклоняться от участия в ситуациях, в которых появляются эти негативные эмоции. Понять, что источником негативных эмоций всегда является сам подросток, а не обстоятельства, поможет метод трех колонок.

В первую колонку записываются пугающие ситуации. Например, выступление перед классом с докладом. Во вторую вносят реальные причины, вызывающие страх. Например, опасения, что подросток забудет текст доклада, выставит себя глупцом перед одноклассниками и преподавателем. В третью заносятся позитивные сценарии развития событий: выступление пройдет хорошо, учитель поставит высокий бал.

Прокрутив в воображении каждый вариант будущего, подросток поймет, что проблема только в его негативных ожиданиях. Изменив отрицательные мысли положительными или нейтральными, он избавится от тревоги. Для изменения пессимистического сценария нужно выполнить следующие действия. Предложите подростку сделать то, что обычно поднимает ему настроение (прогуляться в красивом парке, поиграть с собакой, послушать любимую музыку, посвятить время любимому хобби). Далее пусть он закроет глаза и представит во всех подробностях, как он справляется со страхом и успешно совершает действия, которые его пугают.

Также имеется множество ложных представлений, мешающих воспринимать реальность объективно и провоцирующих тревогу. Рассмотрим примеры изменения ошибочных представлений.

  1. Ложное суждение: все смотрят на меня. Коррекция: оглянуться по сторонам, посчитать, сколько людей действительно обращают на вас внимание, негативно ли реагируют.
  2. Ложное суждение: все подумают, что я глупый, если я покраснею или начну заикаться. Коррекция: опросить знакомых, что они в действительности чувствуют, когда рядом с ними кто-то начинает смущаться и волноваться. Ощущают неприязнь? Пытаются успокоить человека? Надеются, что скоро ему станет лучше?

Важно найти центральное ошибочное убеждение, которое является основной причиной возникновения страха у подростка. Как правило, это представления, что люди в целом агрессивны, и вера в то, что подростку нечего противопоставить исходящему от них негативу.

Когнитивную терапию социальных страхов часто дополняют гипнозом, который помогает закрепить новые позитивные представления о себе и окружающих людях.

Важно, проследить за тем, кто является референтной группой для ребенка - воображаемой или реальной группой людей, которые являются своеобразным эталоном, системой отсчета для себя и других. Чем больше у ребенка опыта наблюдения за разными людьми, чем больше разнообразных образцов для подражания, тем комфортней он себя ощущает таким, какой он есть, не пытаясь себя загнать в узкие рамки нормальности, устанавливаемые ближайшим социальным кругом.

Улучшение навыков общения

Лучше всего справиться с застенчивостью поможет психолог на специальных групповых занятиях для подростков. Но кое-что могут сделать и сами родители.

  1. Отрепетируете зрительный контакт. Часто у ребенка вызывает смущение взгляд постороннего человека в глаза. Посоветуйте подростку смотреть на переносицу собеседнику. Такая маленькая хитрость поможет ему избежать чувства неловкости в разговоре.
  2. Научите ребенка дежурным фразам: как нужно начинать и заканчивать разговор, приглашать девушку на свидание и вежливо отказываться, как отвечать на грубость. Попав в новую, нетипичную для него ситуацию, ребенок не растеряется и будет знать, что делать, чтобы выйти из нее с достоинством.
  3. Предложите подростку отрепетировать навыки общения с детьми помладше. Как правило, в таких случаях подросток испытывает меньшую неловкость, чем при общении с ровесниками.

Если страхи у подростков провоцируют панические атаки, есть смысл обратиться

Издание Psychology Today публикует материал профессора психологии и писательницы Донны Мэтьюз, которая работает с детьми, семьями и школами с 1990 года.

Некоторые дети очень нервничают и огорчаются на тему смерти - это может быть связано с уходом близкого человека (или питомца), а может и нет. Кого-то напугала сказка, другие боятся кладбищ или разговоров о смерти. Родитель может помочь ребенку справиться с переживаниями. Что можно предпринять, чтобы унять тревожность?

  1. Воспринимайте чувства ребенка всерьез. Присутствуйте и разговаривайте, когда ребенок заводит эту тему. Отложите телефон. Перестаньте мыть посуду. Ведите себя так, чтобы ребенок ощущал себя услышанным.
  2. Будьте спокойны. Не начинайте волноваться о душевном здоровье ребенка. Вы должны поступать как взрослый, сильный человек, который обеспечивает безопасность.
  3. Подтвердите действительность предмета беспокойства. Не приукрашивайте и не скрывайте факты, будьте реалистичны. Поговорите с ребенком о неминуемости жизненного цикла, и что это относится ко всему живому: растениям, животным, людям. Ребенка успокоит практическая биологическая правда, а также он ощутит, что родитель говорит ему правду. Не говорите «ушел от нас» или как-то еще, говорит «умер».
  4. Будьте честны и позитивны. Чаще всего ребенок боится, что скоро умрет он или кто-то из родителей. Скажите, что планируете жить еще долго-долго, как минимум до появления внуков. Если ребенок спрашивает, что происходит, когда кто-то умирает, не наводите туман и не пугайте духами умерших, не убеждайте, что человек отправляется на небеса (а мы остаемся тут). Можно поговорить о том, как человек живет в воспоминаниях своих близких. «Бабушка навсегда останется в твоем сердце и твоих воспоминаниях».
  5. Обратите внимание ребенка на жизнеутверждающие вещи. О том, что жить - это чудо, которое нужно ценить (и за которое нужно испытывать благодарность). Ощутить это поможет даже простая прогулка, расскажите об этом, - пойти и посмотреть на людей, животных, деревья, даже раздражающих насекомых. Напомните, что надо ценить окружающих людей.
  6. Обеспечьте здоровую атмосферу. Дети (как и взрослые!) здоровее умом и телом, когда живут по разумно предсказуемому режиму сна, приема пищи, общения, игр, учебы, домашних дел, прогулок и прочего.
  7. Подавайте пример благодарности. Говорите о том, что цените присутствие ребенка в своей жизни. Поддерживайте его, когда он радуется чему-то или помогает кому-то, тогда ребенок меньше будет сосредотачиваться на своих страхах. У благодарности много преимуществ, включая хорошее самочувствие, счастье, энергию, оптимизм, эмпатию и так далее.
  8. Введите ежедневную «волнительную сессию». Каждый день в течение десяти минут - или часа перед сном - обсуждайте с ребенком то, что его волнует или беспокоит, задавайте вопросы. Присутствуйте, будьте доступны, подбадривайте, помогайте разобраться.
  9. Почитайте ребенку хорошие книги о смерти. Это могут быть и «Дети подземелья» Владимира Короленко, и «А дедушка в костюме?» Амели Фрид.
  10. Обратитесь к профессионалу. Если ребенок слишком много беспокоится на тему смерти и вам не удается его успокоить, настало время обратиться к профессионалу, который поможет справиться с тревожностью.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!